Направление 38.03.05 «Бизнес-информатика». Бакалавры направления 38.03.05 «Бизнес-информатика» обучаются по очной и очно-заочной формам по профилю «Информационные системы в бизнесе».
По направлению «Бизнес-информатика» ведется подготовка специалистов IT-сферы: архитекторов информационных систем, бизнес-аналитиков, IT-менеджеров, IT-консультантов, руководителей IT-проектов.
Целью программы является сочетание образования в области основ гуманитарных, социальных, экономических и математических знаний, получение высшего, профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, подготовка выпускников к профессиональной деятельности по стратегическому планированию развития ИС и ИКТ управления предприятием; представлению стратегий и целей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий различной отраслевой принадлежности; организации процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием; аналитической поддержки процессов принятия решений для управления предприятием. обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Студенты специализируются в проектировании, разработке, внедрении, поддержке, тестировании и сопровождении информационных систем управления предприятием, анализе положения предприятия на рынке, конкурентном и инвестиционном анализе, решении других прикладных экономических задач. На профессиональном уровне владеют методами:
Базовый блок:
Предметные области :
Профессиональный блок:
Выпускники обладают:
Выпускники осуществляют организационно-управленческую, проектную, аналитическую, консалтинговую, исследовательскую, инновационную деятельность в сфере ИКТ,
Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: системные архитекторы, бизнес-аналитики, IT-менеджеры, IT-консультанты, руководители IT-проектов.
При реализации программ с использованием элементов дистанционных образовательных технологий используется действующая в университете электронно-образовательная среда. Разработка учебных материалов осуществляется с учетом возможностей предоставления контента в различных формах – визуально, аудиально. Разрабатываемый нетекстовый контент преобразуется в альтернативные формы, удобные для различных категорий пользователей без потери данных и структуры. Предусматривается возможность масштабирования текста, применения экранной клавиатуры. В образовательном процессе активно используются различные формы организации on-line и off-line занятий, в том числе, вебинары, виртуальные лекции, обсуждение вопросов освоения дисциплины в рамках форумов, выполнение совместных работ с применением технологий проектной деятельности с возможностью включения всех участников образовательного процесса в активную работу.
Предприятия, учреждения и организации, с которыми вуз имеет заключенные договоры:
38.03.05 «Бизнес-информатика» и профилю подготовки «Информационные системы в бизнесе»
В УГАТУ создано социокультурное пространство, призванное способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, формировать у них социально-ценностные качества и убеждения, обеспечивающие гармоничное, разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста.
Внеучебная работа, организуемая администрацией, профессорско-преподавательским составом, различными подразделениями и общественными организациями УГАТУ направлена на вовлечение студентов в деятельность, способствующую формированию прогрессивного стиля мышления и служащую школой для дальнейшей карьеры.
Студенческое самоуправление в университете представлено профкомом студентов, советом обучающихся, студенческими советами общежитий и другими молодежными объединениями, осуществляющими социально-воспитательную работу. Так, в вузе успешно работают волонтеры, студенты проводят благотворительные акции.
В УГАТУ проводится множество гражданско-патриотических, культурно-массовых, спортивных, развлекательных мероприятий. При активной поддержке ректората многие из них организует профком студентов и аспирантов, который по праву считается в нашем вузе центром студенческой жизни. Организаторами выступают также совет обучающихся, студенческий и спортивный клубы, деканаты. В университете стали традиционными конкурсы художественного творчества «Взлёт» и «Студенческая весна», посвящение первокурсников в студенты и бенефис выпускников, шоу «Мистер УГАТУ» и «Мисс УГАТУ», КВН, а также особенно любимые студентами конкурсы «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!». Среди последних воплощенных задумок активистов можно отметить День этикета, танцевальный баттл, большой флешмоб на площади УГАТУ, фотоконкурсы и Фестиваль Безбашенного Рока. Традиционные мероприятия формируют корпоративную культуру университета, единое социокультурное пространство. УГАТУ имеет свою эмблему, знамя, гимн, а также флаги и эмблемы факультетов.
В рамках студклуба УГАТУ работают студия эстрадного танца «Л'Этуаль», театр танца «Вираж», танцевальный коллектив «Флэшка», вокальная студия SOUL, Мастерская театральных миниатюр имени МенЯ и другие студенческие коллективы.
На базе СОЛ «Авиатор» организована ежегодная летняя школа студенческого актива. Экологический отряд вовлекает студентов в работу по благоустройству города. Профкомом регулярно проводятся конкурсы «Лучшая группа УГАТУ» и «Студенческий лидер».
Ежегодно в стенах вуза проводятся День борьбы с курением и День борьбы со СПИДом. Спорт вне занятий по физической культуре для студента УГАТУ – это осенние и весенние старты на факультетах, военно-спортивная эстафета, посвящённая 9 мая, День лыжника. В университете существует спортклуб, на базе которого работает 25 секций по 28 видам спорта, среди которых кикбоксинг, бокс-сават, пауэрлифтинг, полиатлон, аэробика.
ФИО |
Должность |
Ученая степень (при наличии) |
Ученое звание (при наличии) |
Наименование направления подготовки и (или) специальности |
Мартынов Виталий Владимирович |
Заведующий кафедрой |
доктор технических наук |
профессор |
МПИ, технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, УГАТУ, Информационные системы и технологии, Экономика и управление на предприятии |
Дидык Татьяна Геннадьевна |
Доцент |
кандидат технических наук |
доцент |
УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист |
Журавлева Надежда Александровна |
Доцент |
кандидат технических наук |
|
УТИС, Проектирование и технология изделий сферы быта и услуг, Инженер УГАТУ, Бизнес-информатика, магистр |
Зайцева Алена Алексеевна |
Старший преподаватель |
|
|
УГАТУ, Бизнес информатика, магистр |
Зверева Нина Николаевна |
Доцент |
кандидат технических наук |
|
Уфимский авиационный институт, Авиационное электрооборудование, инженер-электромеханик |
Лебедев Валерий Александрович |
Доцент |
кандидат технических наук |
доцент |
УАИ, Электрические машины, инженер-электромеханик |
Саубанов Вадим Сафуанович |
Доцент |
кандидат технических наук |
доцент |
УГАТУ, электротехник, электромеханик, электротехнолог, магистр |
Сиразетдинова Зульфия Альфировна |
Доцент |
кандидат технических наук |
|
УГАТУ, Прикладная информатика в экономике, Информатик-экономист |
Тюрганов Анатолий Геннадьевич |
Доцент |
кандидат технических наук |
доцент |
УАИ, Системы автоматизированного проектирования, инженер-системоаналитик |
Филосова Елена Ивановна |
Доцент |
кандидат технических наук |
доцент |
УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист |
Шаронова Юлия Вениаминовна |
Доцент |
кандидат социологических наук |
доцент |
УГАТУ, Программное обеспечение вычислительной техники и АС, Инженер-программист |
Ширяев Олег Валерьевич |
Доцент |
кандидат технических наук |
|
УГАТУ, Прикладная информатика в экономике, Информатик-экономист |
Международное сотрудничество выражается в совместных инициативных НИР с Дрезденским техническим университетом, Словацким техническим университетом в Братиславе, факультет материаловедения и технологии в Трнаве и др., что подтверждается совместным участием в международных конференциях. Результатом сотрудничества являются совместные публикации:
V. Martynov, E. Filosova, O. Shiryaev, P. Sakal. Methods of virtual modeling of dynamic educational programs in terms different manufacturing sectors requirements - Paper presented at the Journal of Physics: Conference Series "IV International Scientific and Practical Conference "Virtual Simulation, Prototyping and Industrial Design 2017", 1084(1) doi:10.1088/1742-6596/1084/1/012006. Retrieved from www.scopus.com
V. Martynov, G. Khuziakhmetova, Kai Heinrich. Proceedings of the 7th Scientific Conference on Information Technologies for Intelligent Decision Making Support (ITIDS 2019). - Published by Atlantis Press Advances in Intelligent Systems Research, 2019. –Volume 166. – P. 89-94. https://www.atlantis-press.com/proceedings/itids-19/125908963
Vitaly Martynov, Peter Sakál, Aleksey Skuratov, Elena Filosova, Alena Zaytseva, Elena Zakieva. Chapter 11: CSRP-System Design Technology of Training Information Support of Competent Professionals. In the Handbook of Research on Engineering Education in a Global Context (2 Volumes) edited by Smirnova, E.V. and Clark, R.P.– USA: IGI Global. 2018. –541 p. ISBN13: 9781522533955 ISBN10: 1522533958 EISBN13: 9781522533962 DOI: 10.4018
2020
2019
2018
2017
2016
Стипендии Президента Российской Федерации
Стипендии Ученого Совета университета, получаемые студентами – 3 (количество)
2015
Стипендии Президента Российской Федерации
Любознательность, широкий кругозор, упорство и настойчивость в достижении цели, предприимчивость, творческое начало, интерес к информационным технологиям, моделированию, управлению бизнес-процессами, системное мышление
Исторически в нашем техническом вузе воспитательной работе всегда уделялось особое внимание. Воспитательные функции в УГАТУ возлагаются на всех преподавателей. Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является кураторство. Многолетний опыт УГАТУ показывает, что кураторство – это эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов. Она позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в ходе учебного процесса, помогать в решении возникающих проблем, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
Зачастую студенты не готовы к новым академическим требованиям. Многие аспекты вузовской жизни, кажущиеся очевидными, первокурсникам надо разъяснять. И даже не один раз. Задача куратора – облегчить процесс адаптации и информировать студентов о практических сторонах жизни и деятельности университета.
Куратору, с одной стороны, нужно по возможности корректировать отклонения в самооценке отдельных студентов, а с другой – более осознанно подходить к формированию актива группы. Для повышения статуса студента и нормализации его самооценки можно поручить ему ответственные, но посильные задания и общественные обязанности. Положительным результатам надо придать огласку - и человек почувствует уверенность в своих силах, а группа оценит его по достоинству. Отдельная тема – восстановившиеся студенты. Многие из них так и не могут полноценно влиться в коллектив. А еще куратору нужно помнить, что чувство юмора – необходимое условие работы со студентами. Нудные нотации ими не воспринимаются.
Отдельное внимание на кафедре уделяется формированию корпоративной культуры будущего специалиста. Педагогическая работа в этой части может быть структурирована по следующим основным направлениям:
Таким образом, кураторство – одно из основных стратегических направлений воспитательной работы вуза. Пристальное внимание к студенту и создание условий для всестороннего развития в стенах университета дает возможность реализовать главную задачу вузовского образования – формирование элиты российского общества. Результаты работы кураторов во многом характеризуют эффективность труда всего педагогического коллектива и направлены на решение одной из важнейших задач высшей школы – способствовать становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению личности студентов. От качества образования и воспитания, которые получают студенты, зависят темпы технологического, экономического, политического развития страны, состояние культуры и духовности общества.
Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-психологическая адаптация первокурсников в вузе // Социальная политика и социология. - 2010. - № 8 (62). - С. 474-479. https://elibrary.ru/item.asp?id=17100087&
прошли стажировки в Дрезденском техническом университете
При реализации ОПОП ВО по направлению 38.03.05 «Бизнес-информатика» в вузе имеется материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, и обеспечивающая проведение всех видов дисциплинарной и междициплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база включает в себя:
Хотя кафедра относительно молода, ее научный потенциал очень высок. Это обусловлено квалификацией и научной активностью состава кафедры. В рамках инновационного проекта УГАТУ, выполненного в 2007-2008 годах, на кафедре экономической информатики был создан учебный научно-инновационный центр «ERP–системы в управлении производством». В состав центра вошли следующие лаборатории: «Методы и средства разработки, внедрения и оптимизации ERP систем», «Информационное моделирование и оптимизация технологических процессов и управленческих систем на производстве», «Автоматизированные средства и методы управления финансами на производстве», «Интегрированные системы управления и логистики», «Методы и средства интегрированного производственного планирования», «Системы и методы стратегического планирования и управления производством», «Методы и средства управления жизненным циклом изделий», «Информационные системы управления качеством». Также на кафедре функционирует совместный с институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ИСЭИ УНЦ РАН) научно-образовательный центр (НОЦ) "Инфокоммуникационные технологии в социально-экономической сфере". Основным направлением деятельности НОЦ является повышение уровня и качества научно-исследовательских работ и образовательного процесса по подготовке специалистов высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) посредством включения в научно-образовательный процесс новейших достижений отечественной и мировой науки.
Областями научных исследований сотрудников кафедры являются:
Научная работа кафедры поддержана программами Министерства образования и науки РФ. За время существования кафедра ЭИ выполнила следующие НИР по грантам, ФЦП:
Также проводятся работы по хоздоговорным тематикам. На кафедре сформирована научная школа под управлением д-ра техн. наук, профессора Мартынова В.В. «Исследование теоретических и методологических основ создания информационных систем управления в промышленности и социально-экономической сфере». В последние годы особенное внимание уделено разработке новых информационных технологий управления научным и учебными процессами для оперативного реагирования сферы профессионального образования на изменения требований к компетенциям и квалификациям работников в различных отраслях экономики и социальной сферы. За годы существования кафедры ее сотрудниками защищено более 10 кандидатских диссертаций.
Также ведутся инициативные научно-исследовательские работы по следующим темам:
Были подготовлены программы и проведены следующие курсы повышения квалификации: «Разработка бизнес-приложений при помощи языков высокого уровня» (в рамках ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-16 годы»), «Технологии управления информационной архитектурой предприятий полного жизненного цикла производства авиационной техники», программа профессиональной переподготовки «Информационные системы и технологии» и другие. За годы существования кафедры издано 8 монографий, 39 учебных пособий, более 50 практикумов, лабораторных практикумов и методических указаний. Сотрудниками кафедры было опубликовано более 10 статей в журналах, индексируемых в базах данных Webof Science и Scopus, 150 статей ВАК, 950 статей в сборниках трудов, материалов и тезисов конференций и 50 регистраций программ для ЭВМ. Для выполнения научно-исследовательских работ кафедры привлекаются студенты и аспиранты ИНЭК. Внедрение результатов научных работ в учебный процесс усиливает связь между наукой, промышленностью и образованием, дает возможность нашим выпускникам занимать должности, связанные с проектированием, созданием и эксплуатацией информационных систем в любых организациях социально-экономической сферы.
Кафедра основана 25 сентября 2003 года для подготовки специалистов, профессионально владеющих технологиями проектирования и эксплуатации информационных систем экономического направления, знающих особенности реализации поддержки бизнес-процессов в корпоративных информационных системах и информационно-компьютерных технологий управления предприятием. С момента образования по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Мартынов В.В.
С 2003 г. на кафедре начата подготовка по специальности «Прикладная информатика в экономике» со специализацией «Прикладная информатика в налогообложении». В 2009 г. кафедра первой в Республике Башкортостан пролицензировала открытие бакалавриата по направлению «Бизнес-информатика», а в 2011 г. открыла магистратуру по направлениям «Экономика» и «Прикладная информатика», а затем «Бизнес-информатика». В настоящее время на кафедре работают 13 штатных сотрудников, а также совместители из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемых образовательных программ: ПАО «ОДК-УМПО», ПАО «Банк Уралсиб», ООО «РН УфаНИПИнефть», ИСЭИ УНЦ РАН. Более 80% преподавателей имеют учёные степени и звания: 1 доктор наук, 12 кандидатов наук. На кафедре ведется подготовка аспирантов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Подготовлено и защищено более 10 кандидатских диссертаций.
Хотя кафедра относительно молода, ее научный потенциал очень высок. Это обусловлено квалификацией и научной активностью состава кафедры. В 2008 году в рамках реализации Инновационной образовательной программы в университете на базе кафедры экономической информатики был создан УНИЦ «ERP–системы в управлении производством». Сейчас в центре работают 9 учебно-научных лабораторий, которые постоянно модернизируются, имеется около полутора сотен современных компьютеров, 3 сервера, лицензионное ПО, мультимедийная и другая техника. Имеющееся оборудование позволяет проводить лабораторные занятия для всех студентов ИНЭК. Для проведения занятий за время существования кафедры было издано 8 монографий, 39 учебных пособий, более 50 практикумов, лабораторных практикумов и методических указаний. Сотрудниками кафедры было опубликовано более 10 статей в журналах, индексируемых в базах данных Webof Science и Scopus, 146 статей ВАК, 24 статьи в зарубежных журналах, 925 статей в сборниках трудов, материалов и тезисов конференций и 50 регистраций программ для ЭВМ.
Также на кафедре функционирует совместный с институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ИСЭИ УНЦ РАН) научно-образовательный центр (НОЦ) "Инфокоммуникационные технологии в социально-экономической сфере". Основным направлением деятельности НОЦ является повышение уровня и качества научно-исследовательских работ и образовательного процесса по подготовке специалистов высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) посредством включения в научно-образовательный процесс новейших достижений отечественной и мировой науки.
Реализация научного потенциала кафедры позволила провести на высоком конкурентоспособном уровне четыре научно-исследовательские работы по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» , федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», ведомственной целевой программе «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-16 годы», гранту РФФИ
Студенты бакалавриата общие цифры:
Кафедра экономической информатики |
|
|||||
|
|
ком |
бюд |
цел |
всего |
|
БИ-115 Б |
25 |
0 |
1 |
26 |
|
|
проф. ИС в бизнесе |
БИ-214 |
19 |
0 |
0 |
19 |
|
БИ-313 |
34 |
0 |
0 |
34 |
|
|
БИ-412 |
14 |
0 |
0 |
14 |
|
|
Всего |
92 |
0 |
1 |
93 |
|
|
Бакалавриат заочная |
|
|||||
проф. ИС в бизнесе |
БИ-106Бз |
10 |
10 |
|
||
проф. ИС в бизнесе |
БИ-204 (сокр) |
15 |
15 |
|
||
проф. ИС в бизнесе |
БИ-205 |
10 |
10 |
|
||
Всего |
35 |
35 |
|
|||
Магистратура очная |
|
|||||
проф. Бизнес-архитектура предприятия |
БИ-208М |
2 |
2 |
|
||
Магистратура заочная |
|
|||||
проф. Бизнес-архитектура предприятия |
БИ-110Мз |
6 |
6 |
|
||
проф. Бизнес-архитектура предприятия |
БИ-201Мз |
5 |
5 |
|
||
проф. Проектирование и внедрение информационных систем |
БИ-309Мз |
12 |
12 |
|
||
Всего |
25 |
0 |
0 |
25 |
|
|
Всего по кафедре |
152 |
0 |
1 |
153 |
|