Сведения об ОО

Кто сказал, что не женское дело в небе вольною птицей летать?

Поделиться:

30 лет назад впервые в истории авиации советские вертолётчицы Галина Расторгуева, Людмила Полянская и Галина Кошкина на транспортно-боевом вертолёте Ми-24 выполнили сверхдальний перелёт Москва – Анадырь – Канада – Майами протяжённостью 25000 км. Их путь пролегал по маршруту ленд-лиза, по которому с 1942 года поставлялись самолёты в СССР из США.

А вы знаете, что Галина Кошкина – выпускница нашего авиационного?

Путь Галины в небо был весьма непрост. Не сосчитать, сколько раз ей приходилось стучаться в закрытые двери, чтобы военные чиновники разрешили освоить мужскую профессию и дали подняться в небо. Преодолеть все это ей помогли упорство, настойчивость и вера, что мечта обязательно сбудется.

«Признаюсь, было сложно, но у меня душа крылатая. Именно это, а не гендерную принадлежность, надо учитывать тем, кто набирает ребят в летные училища, - уверена летчица. - Хорошо, что сейчас открыли прием для девушек в учебные военные заведения. И это правильно, ведь женщины у нас боевые и упорные».

Еще в шестом классе девочка из далекой башкирской деревни Максютово Кугарчинского района прочитала книгу легендарной летчицы Марины Попович и загорелась мечтой о небе. Марина Лаврентьевна стала ее кумиром. После окончания средней школы Галина пытается поступить в Оренбургское вертолетное училище, она даже отправила письмо министру обороны Устинову с просьбой о зачислении. Но девушке отказали, женщин в летное училище не брали.

Огромное трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении намеченной цели, помноженные на природную сообразительность, позволили Галине преодолеть трудности. Убедившись в том, что в летное училище ей поступить невозможно, Галина решила поступить в Уфимский авиационный институт, изучать авиационные двигатели – хотелось понять, как работает «сердце» крылатой машины. Однако на вступительных экзаменах в УАИ Галя не добрала 1,5 балла. Трудности только раззадорили девушку, декан вечернего отделения таких абитуриентов еще в своей жизни не видел. Работая в институте гардеробщицей, лаборанткой, она ходила за ним «хвостом» – и в конце концов он не выдержал натиска и зачислил упрямицу в ряды студентов, невзирая на отсутствие уфимской прописки.

Одновременно Галя обратилась в Уфимский авиаспортклуб ДОСААФ, мечтая научиться управлять самолетом. Но трудности только начинались.

Во-первых, в авиаклубе было только два отделения: вертолетное и парашютное. Во-вторых, надо было иметь за плечами восемнадцать лет от роду. А в-третьих, Галя со своими 159 сантиметрами роста не вписывалась в жесткие рамки авиационных требований – рост от 165 до 185 сантиметров.

За год на брусьях и перекладине вытянула себя на три сантиметра и ее зачислили во вновь сформированную группу будущих пилотов. Галя отлично сдала экзамены по всем вертолетным дисциплинам и стала курсантом-летчиком, совершала самостоятельные полеты.

Совмещая работу, теперь уже уборщицей в агентстве «Аэрофлота», учебу в институте и занятия в спортклубе, девушка не оставляла мысль найти своего кумира – Марину Попович. Она отправилась в Москву и в течение полутора суток с фантастическим упорством ходила около КПП Звездного городка, пока дежурный офицер не согласился позвонить Марине Лаврентьевне. Выписали пропуск. Марина Лаврентьевна поразила Галю своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении.

В 1982 году Галина Кошкина добилась разрешения обучаться на военной кафедре Уфимского авиационного института. Она боролась за это право четыре года, дошла до заместителя начальника Главного политического управления генерал-майора Бориса Уткина. И настойчивой студентке пошли навстречу – в виде исключения впервые в истории нашего института женщине открыли дорогу к лейтенантским звездочкам. Не успела Галина осознать свою удачу, как пришла новая радость. Марина Попович прислала телеграмму, которую Галя, теперь уже полковник авиации, хранит до сих пор:

"Дорогая девочка, горжусь Вашими успехами. Надеюсь, продолжите штурмовать небо и достигнете больших высот…"

12 сентября 1985 года Галина Кошкина приняла присягу на военной кафедре. Во время учебы в институте Галина продолжала летать. На вертолете Ка-26 выполнила норматив кандидата в мастера спорта и налетала 168 часов. В 1986-м она окончила факультет авиационных двигателей УАИ, получив специальность инженера-механика.

После окончания вуза Галину Петровну призвали в армию, но не на летную должность. Пришлось ей поступать в Волчанское летное училище, куда набирали курсантов по линии ДОСААФ, спецнабор девушек-вертолетчиц. Сначала там ей отказали в приеме, она была старше положенного абитуриентам возраста и уже носила погоны лейтенанта. Но героине было не привыкать ломать стереотипы. Она пошла к начальнику училища генерал-майору Геннадию Крутилину и, выложив перед ним на стол свой институтский диплом инженера, твердо сказала: «Дайте возможность работать техником вертолета». И генерал уступил, она получила летное образование. После этого повторно, опять-таки с великим трудом, она была призвана в армию на летную должность.

В 1989 года ее назначили преподавателем в Уфимское высшее авиационное училище летчиков на должность летающего преподавателя, где она преподавала аэродинамику и динамику полета, практическую аэродинамику вертолета. Весть о том, что в «мужской вотчине» появилась старший лейтенант с косой и ясными глазами, да ещё собирается преподавать, взбудоражила весь коллектив. Училище гудело, словно растревоженный улей. Галя поняла, что за место под солнцем придется побороться. Она устраивается на работу в училище техником механосборочных работ на кафедре вертолетовождения, затем, добивается должности «летающего» преподавателя. Старший лейтенант обладала немалыми талантами. Ее не просто любили: ее уважали как грамотного специалиста, требовательного наставника.

Потом ее, как талантливого преподавателя училища, направили в академию им. Ю.А. Гагарина, куда Кошкина отправилась с полугодовалым сыном! После окончания академии в 1995 г. Галина закончила в адъюнктуру при ВВА им. Ю.А. Гагарина. Тема ее диссертации чисто летная: «Подготовка летчиков военной авиации». Затем Кошкина служила под Москвой в отделе армейской авиации Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, летала даже на вертолете Ка-50 «Черная акула».

Сейчас Галина Скробова-Кошкина преподает в учебном центре холдинга «Вертолеты России», обучает взлетный и инженерно-технический персонал. Бывая в Башкирии, непременно навещает родной вуз и встречается с участниками Международной аэрокосмической школы.

Тимур Кильметов, финалист Олимпиады по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

«Не запрещай себе любить…»

Центр гуманитарной помощи УГАТУ провел масштабную акцию

Программисты УГАТУ победили в региональном этапе олимпиады ПФО

Зимняя школа-семинар: готовим мыслящих, креативных инженеров

В УГАТУ открылся кабинет «Здоровье»

Обращение Совета ректоров вузов Республики Башкортостан

Поздравление ректора УГАТУ Сергея Новикова с праздником 8 Марта

Студенты УГАТУ шлют привет с подножия Везувия

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму