Научная деятельность
Исследуем суггестивный потенциал вербальной коммуникации.
Также:
Планируем:
Более тридцати лет назад на кафедре была создана Уфимская психолингвистическая школа, единственная в республике и объединяющая всех специалистов в области психолингвистики региона. Почти одновременно в вузе открылась филологическая специальность в действующей аспирантуре, где состоялась защита первой и до 2002 года единственной докторской диссертации в области психолингвистики в Республике Башкортостан.
Сегодня коллектив школы практически в полном составе работает на кафедре инновационных технологий языковой коммуникации Уфимского университета науки и технологий.
Бессменной заведующей кафедрой на протяжении тридцати лет является Татьяна Михайловна Рогожникова, российский языковед, специалист в области теоретического языкознания (психолингвистика) и англистики (английский язык как иностранный), доктор филологических наук (2000), профессор (2003), Заслуженный деятель науки РБ (2002), Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2009). Под её научным руководством подготовлены и защищены восемнадцать диссертаций. Сегодня она является членом редакционной коллегии ряда научных журналов, ответственным редактором сборников материалов Международных конференций, членом Диссертационного совета по теории языка, сертифицированным судебным экспертом по нескольким специальностям, связанным с анализом продуктов речевой деятельности. Автор свыше 200 работ, в число которых входят 3 монографии, 12 учебных пособий, 5 компьютерных программ.
В настоящее время главным направлением научных исследований школы является изучение суггестивных ресурсов языковых моделей разной сложности и создание инструментария, обеспечивающего формализацию процессов обнаружения и декодирования их воздействующего потенциала.
Психолингвистика как точная экспериментальная наука стала методологической основой для создания новых технологий и инструментов исследования потенциала воздействия речевого продукта (слова и текста). Сегодня исследователи Уфимской психолингвистической школы умеют оценивать суггестивные ресурсы или «силу вербальной модели», декодировать и измерять в числовых показателях «опасность» или «безопасность» речевого продукта (спонтанной речи, подготовленного выступления, любого документа, письма, поэтического или прозаического произведения, рекламного продукта, газетной публикации, религиозного текста), моделировать тексты с заранее заданными характеристиками. Усилиями коллектива созданы алгоритмы анализа, позволяющие устанавливать скрытые мотивы и намерения автора, его эмоциональное состояние, фиксировать доминирующие эмоции и малейшие изменения эмоционального статуса человека. Исследователи выявляет психометрические единицы, которые составляют инструментарий для подобного анализа, формализуют результаты в виде компьютерных программ (список программ приведен в конце), создают базы данных для разных языков. Работа проводится на 6 языках: русском, английском, немецком, французском, башкирском, татарском.
В 2009 году опубликована коллективная монография, в которой представлены материалы многочисленных экспериментов, выполненных на разносистемных языках в широком возрастном диапазоне и в различных условиях (нормы, патологии, разных типов одаренности.
В 2016 году подготовлен и опубликован первый Ассоциативный словарь башкирского и татарского языков. Никогда ранее не проводились масштабные ассоциативные эксперименты, ориентированные на изучение суггестивных механизмов языков тюркской группы. В 2017 году вышло второе издание словаря, а в 2023 году Ассоциативный словарь башкирского и татарского языков переиздан в третий раз.