Выпускающая кафедра: Кафедра автоматизированных систем управления (факультет информатики и робототехники)
Срок обучения: 5 лет
Профиль: Автоматизированные системы обработки информации и управления специального назначения
Какие профессиональные задачи смогут решать?
• разрабатывать требования к созданию и развитию информационной системы и ее компонентов;
• управлять проектами автоматизации и информатизации производственных процессов и создания информационных систем в сфере производства и технологии;
• реализовывать проектные решения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования;
• управлять проектами информатизации предприятий и организаций;
• сопровождать и эксплуатировать информационные системы.
Где могут работать выпускники?
Выпускники могут работать в отделах информационных технологий, отделах развития и управления инновациями, а также в отделах разработки, внедрения, сопровождения компаний по внедрению программного обеспечения СВТ и автоматизированных систем. На промышленные предприятия различных отраслей (нефтегазового комплекса, электроэнергетики, машиностроения, радиоэлектроники, предприятиях аэрокосмического и оборонного направлений); в государственном управлении; в фирмах по производству программного обеспечения и баз данных; научно-исследовательских и проектных организациях и других; административно-хозяйственные, информационные и производственные отделы организаций всех сфер (банков, учреждений медицины, образования, культуры, сферы обслуживания, транспортных, строительных компаний, дизайн-студий, СМИ).
Основными базами практики являются УМПО, «Мотор», УНПП «Молния», Сбербанк, Башинформсвязь, Башкирская генерирующая компания.
Кем могут работать выпускники?
• системный аналитик;
• инженерно-технический персонал занимающихся эксплуатацией автоматизированных систем;
• специалист по внедрению, сопровождению и обслуживанию сложных информационных систем;
• программист в различных областях, таких как информационные технологии, финансы, промышленность и др.
Основная профессиональная образовательная программа, реализуемая в Уфимском государственном авиационном техническом университете по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и специализации «Автоматизированные системы обработки информации и управления специального назначения» представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по соответствующей специальности, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы. Основная профессиональная образовательная программа актуализирована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующей специальности.
В области обучения целью ОПОП ВО является подготовка специалистов для научно-исследовательской, организационно-управленческой, эксплуатационной, проектно-конструкторской и производственно-технологической деятельностей в управленческих и IT-службах предприятий и организаций на должностях, требующих базового высшего образования и владения современными технологиями в области профессиональной деятельности.
09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения. Профиль - АСОИУ
- базовый блок
История
Философия
Иностранный язык
Экономика
Физическая культура
Алгебра и геометрия
Математический анализ
Дифференциальные уравнения
Элементы математической логики
Теория вероятностей и математическая статистика
Дискретная математика
Вычислительная математика
Методы оптимизации
Физика
Экология
Информатика
Системное моделирование автоматизированных систем и CASE-технологии
Теоретические основы электротехники
Электроника и основы схемотехники
- профессиональный блок.
Электротехника средств автоматизации и управления
ЭВМ и периферийные устройства
Операционные системы и среды
Системное программирование
Системное администрирование
Программирование и основы алгоритмизации
Высокоуровневое программирование
Программирование в автоматизированных системах
Сети и телекоммуникации
Распределённая обработка информации в автоматизированных системах
Сетевые технологии автоматизации и управления
Защита информации
Базы данных
Разработка баз данных
Инженерная графика
Компьютерная графика
Безопасность жизнедеятельности
Метрология, стандартизация и сертификация
Надёжность автоматизированных систем
Основы теории управления
Моделирование и проектирование систем
Эксплуатация автоматизированных систем специального назначения
Введение в специальность
Системология и управление
Реинжиниринг систем управления
Проектирование систем реального времени
Автоматизированные системы специального назначения
Интеллектуальные информационные системы
Информационные технологии в автоматизированных системах
Проектирование интегрированных систем автоматизированного управления и автоматизированных систем принятия решений
Микропроцессорные системы управления
Теория автоматического управления
Правоведение
Психология и педагогика
Теоретические основы организации и автоматизации планирования производства
Высокопроизводительные автоматизированные системы
Корпоративные информационные системы
Оказание доврачебной помощи при авариях и ЧС
Специальные информационные правовые системы
Компьютерное моделирование специальных объектов
Предметно-ориентированные автоматизированные информационные системы
Моделирование и управление специальными цепями поставок
Противодействие информационным разведкам
Методы научно-технического творчества
Автоматизированные информационные системы в производстве
Веб-технологии
Специальные информационно-аналитические системы
Элективные курсы по физической культуре и спорту
Русский язык и культура речи
Деловой русский язык
Теория принятия решений
Управленческие решения
Применение микроконтроллеров в технических системах
Программирование микроконтроллеров
Автоматизированные системы управления технологическими процессами
Автоматизированные системы поддержки принятия решений
Математическое моделирование сложных систем
Аналитические методы в управлении
Методы имитационного моделирования систем
Прикладная статистика
Системы электронного документооборота
Информационные системы управления документооборотом
Результаты освоения ОПОП ВО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения данной ОПОП ВО выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурные (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-3);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач профессиональной деятельности и выбору путей их решения (ОК-4);
способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-5);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-6);
способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, проводить мероприятия, направленные на укрепление законности и правопорядка (ОК-7);
способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
б) общепрофессиональные (ОПК):
способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОПК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОПК-2);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3);
способностью использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач (ОПК-4);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОПК-5);
способностью учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий; применять основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, использовать навыки работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности (ОПК-6);
способностью учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-7);
способностью применять методы решения задач анализа и расчета характеристик радиотехнических цепей (ОПК-8);
способностью использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ОПК-9);
способностью применять современное измерительное, диагностическое и технологическое оборудование, используемое для решения различных научно-технических задач в области профессиональной деятельности (ОПК-10);
способностью учитывать в профессиональной деятельности основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального природопользования, применять методы защиты сотрудников и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-11);
в) профессиональные (ПК):
эксплуатационная деятельность:
способностью осуществлять ввод в эксплуатацию и обслуживание автоматизированных систем специального назначения (ПК-1);
способностью применять методы поиска отказов и восстановления работоспособного состояния автоматизированных систем специального назначения (ПК-2);
способностью осуществлять инсталляцию, настройку и техническое сопровождение программного обеспечения, администрирование и актуализацию информационных ресурсов автоматизированных систем специального назначения (ПК-3);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовывать работу и управлять коллективом исполнителей, принимать управленческие решения и контролировать их выполнение, осуществлять воспитательную и обучающую деятельность (ПК-4);
способностью разрабатывать и реализовывать планы работы коллективов, проекты нормативных и методических материалов, а также организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности, в том числе положений и инструкций (ПК-5);
способностью организовывать эксплуатацию автоматизированных систем специального назначения (ПК-6);
способностью находить рациональные организационно-технические решения по эффективному применению автоматизированных систем специального назначения в сфере профессиональной деятельности (ПК-7);
способностью разрабатывать предложения по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны в сфере профессиональной деятельности (ПК-8);
способностью обеспечивать экологическую безопасность в соответствии с объектом профессиональной деятельности и организовывать охрану окружающей природной среды (ПК-9);
производственно-технологическая деятельность:
способностью осуществлять подготовку технической документации видов обеспечения автоматизированных систем специального назначения (ПК-10);
способностью осуществлять технологическую подготовку производства, организацию производственных процессов и управление ими (ПК-11);
способностью осуществлять техническое сопровождение элементов автоматизированных систем специального назначения (ПК-12);
способностью обеспечивать профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний и предотвращать экологические нарушения на предприятии (ПК-13);
способностью осуществлять контроль качества аппаратного, программного и информационного обеспечений в автоматизированных системах специального назначения (ПК-14);
проектно-конструкторская деятельность:
способностью осуществлять анализ состояния научно-технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК-15);
способностью обосновывать технические условия и задания на проектирование аппаратного, программного и информационного обеспечения автоматизированных систем специального назначения (ПК-16);
способностью разрабатывать и выбирать проектные решения, наиболее полно отвечающие предназначению объекта и технологии производства (ПК-17);
способностью разрабатывать документацию в соответствии с требованиями единых систем технологической, конструкторской, программной документации (ПК-18);
способностью проводить пуско-наладочные работы и испытания опытных образцов спроектированных изделий (ПК-19);
способностью разрабатывать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности в сфере профессиональной деятельности (ПК-20);
научно-исследовательская деятельность:
способностью создавать и применять математические модели объектов и процессов, выбирать методы их исследования и разрабатывать алгоритмы их реализаций (ПК-21);
способностью использовать специальную литературу и научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области автоматизации (ПК-22);
способностью решать задачи анализа и синтеза элементов автоматизированных систем специального назначения (ПК-23);
способностью разрабатывать программы экспериментальных исследований, включая выбор технических средств и обработку результатов (ПК-24);
способностью к составлению обзоров и отчетов по результатам проводимых исследований, разработке рекомендаций по практическому использованию полученных результатов (ПК-25);
способностью оценивать эффективность защиты информации в автоматизированных системах специального назначения (ПК-26);
г) профессионально-специализированные (ПСК):
Специализация 12. Автоматизированные системы обработки информации и управления специального назначения
способностью осуществлять выполнение экспериментов по проверке корректности, эффективности и надежности автоматизированных систем специального назначения (ПСК 12.1);
способностью оценивать, контролировать и управлять процессом разработки информационного обеспечения подразделений автоматизации (ПСК 12.2);
способностью организовывать работу по сопряжению аппаратных и программных средств в составе автоматизированных систем специального назначения (ПСК 12.3);
способностью планировать разработку информационного обеспечения подразделений автоматизации (ПСК 12.4).
Кроме того, выпускники, обучавшиеся по программе военной подготовки в учебном военном центре при УГАТУ, должны обладать следующими дополнительными военно-профессиональными компетенциями, соответствующими военно-учетной специальности 461300 Эксплуатация и ремонт радиоэлектронного оборудования самолетов, вертолетов и авиационных ракет:
общекультурными компетенциями:
способностью и готовностью на основе знаний героического военного прошлого народов нашей страны и истории их борьбы за свободу и независимость воспитывать у личного состава ВС РФ патриотизм, высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою, веру в свое оружие и отечественное военное искусство, Родину и непреклонную волю к победе (ВПК.ОК-1);
способностью действовать в соответствии с основными нормативными правовыми актами, регламентирующими полномочия органов военного управления, воинскую обязанность, комплектование ВС РФ военнослужащими, порядок прохождения военной службы (ВПК.ОК-2);
способностью понимать основы применения ВС РФ и других войск (ВПК.ОК-3);
общепрофессиональными компетенциями:
способностью применять положения общевоинских уставов ВС РФ при обеспечении твердой воинской дисциплины и поддержании внутреннего порядка в подразделении (ВПК.ОПК-1);
способностью применять штатное стрелковое оружие (ВПК.ОПК-2);
способностью организовывать среди личного состава подразделения работы по сохранению здоровья, профилактике травматизма и отравлений, уметь оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, ожогах, обморожениях, отравлениях в очагах массового поражения и других травмах (ВПК.ОПК-3);
способностью организовывать и проводить учебные занятия с подчиненными (ВПК.ОПК-4);
способностью соблюдать требования безопасности при эксплуатации штатных типов вооружения и военной техники (ВПК.ОПК-5);
способностью организовать боевую и специальную подготовку подчиненного личного состава, а также проводить мероприятия по поддержанию боевой и мобилизационной готовности войск (ВПК.ОПК-6);
способностью оценивать обстановку, самостоятельно принимать обоснованное решение, ставить задачи частям и подразделениям по реализации принятого решения и контролировать их выполнение (ВПК.ОПК-7);
способностью применять знания тактики и топографии при оформлении рабочей карты командира и ведении других боевых документов (ВПК.ОПК-8);
профессиональными компетенциями:
способностью выполнять работы по техническому обслуживанию систем и устройств боевых воздушных судов (ВПК.ПК-1);
способностью проводить анализ работы систем и устройств авиационной техники (ВПК.ПК-2);
способностью осуществлять подготовку к полетам (предварительную, предполетную, к повторному полету, послеполетную), день работ на авиационной технике (ВПК.ПК-3).