Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

Центры компетенций – драйвер развития молодежной политики России: Итоги заседания Экспертного совета проекта «Центры компетенций


31.07.24, 9:46

Состоялось шестое заседание Экспертного совета проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях» («Центры компетенций»). Он реализуется по поручению Президента России президентской платформой «Россия – страна возможностей» и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. На Экспертном совете были представлены результаты анализа данных проекта за год, пул лучших практик работы Центров компетенций, итоги цикла образовательных мероприятий для сотрудников университетов.

Экспертный совет возглавляют министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и генеральный директор президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. В его составе: ректоры ведущих российских университетов, заместители министров просвещения, труда и социальной защиты, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, курирующих вопросы высшего образования, а также главы корпоративных университетов госкорпораций и представители бизнеса.

Со вступительным словом выступил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», ректор Президентской академии Алексей Комиссаров: «Проект вышел на новый этап развития: количество студентов, вовлеченных в проект, выросло до 757 тысяч, Центры компетенций работают в 232 университетах. Отмечу, что с момента последнего заседания Экспертного совета открыты Центры в 64 учебных заведениях, что, на мой взгляд, подтверждает востребованность проекта как у университетов, так и у органов власти регионов. Ключевым партнером проекта стал один из крупнейших российских сервисов для поиска работы hh.ru. Благодаря сотрудничеству участники проекта могут прикрепить результаты диагностики компетенций к своим резюме и повысить шансы своего трудоустройства».

«Развивая тему работы с конкретными профессиональными отраслями, отмечу, что в этому году при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в проект включились все педагогические университеты. По уже отработанной в прошлых годах модели открыты новые региональные Центры компетенций в Томской и Омской областях. Такой формат работы Центра позволяет объединить все университеты и колледжи, работающие в регионе, для решения его кадровых потребностей, – подчеркнул Алексей Комиссаров. – С правительствами соответствующих субъектов прорабатываются возможности открытия региональных Центров в Вологодской и Ульяновских областях. Отдельную благодарность за это продуктивное и осмысленное взаимодействие хочу выразить нашим партнерам из региональных правительств».

Член Президиума Российской академии наук, член Совета при президенте РФ по науке и образованию, научный руководитель Национального центра физики и математики Александр Сергеев отметил, что одно из значимых достижений проекта – разработка и утверждение в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Паспорта компетенций, закрепляющего информацию об уровне владения «гибкими навыками».

«По итогам двух годовых циклов работы проекта Паспорт компетенций получили более 50 тысяч студентов. Чтобы этот документ, который играет ключевую роль в процессе трудоустройства, вызывал больше доверия у работодателей, важно привлечь к его совершенствованию экспертов из научного сообщества – ученых, работающих в области психологии и социологии, важен аспект объективной оценки «гибких навыков», – подчеркнул Александр Сергеев. – Кроме того, в дополнение к опросам работодателей, которые позволяют понять потребности рынка труда, можно организовать пилотные проекты с HR-службами крупнейших российских компаний, чтобы как можно раньше погрузить студентов в систему ценностей крупных корпораций».

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова отметила – сегодня в университетах особое внимание уделяется построению индивидуальных траекторий развития для каждого студента, и Центры компетенций в этой модели играют ключевую роль.

«Центры компетенций не только служат отправной точкой для определения карьерных и учебных целей, но и помогают студентам всесторонне развиваться, основываясь на результатах оценки своих надпрофессиональных компетенций. Это, в свою очередь, создает условия для более глубокого понимания своих карьерных перспектив и помогает лучше подготовиться к требованиям рынка труда. Таким образом, университеты становятся не просто местом получения образования, но и важной точкой роста, где каждый студент имеет шанс максимально реализовать свой потенциал», – подчеркнула Ольга Петрова.

В прошедшем учебном году при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации запущен Центр компетенций для педагогической отрасли на базе Государственного университета просвещения. По словам заместителя директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Сергея Антонова, Центры компетенций охватывают более 23 тысяч студентов педагогических университетов, более 15 тысяч будущих педагогов уже прошли диагностику по всем базовым компетенциям, почти пять тысяч выпускников педуниверситетов получили Паспорта универсальных компетенций.

«Для участия в проекте задействованы площадки педагогических вузов министерства. Мы планируем и дальше развивать сеть центров компетенций на базе педвузов и расширить ее на учреждения среднего профессионального образования», – сказал Сергей Антонов.

По словам заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрия Гужели, в первый год реализации проекта диагностика надпрофессиональных компетенций студентов была организована в отдельно выбранных российских университетах. Вовлечение все большего числа университетов в проект создало возможность для обмена опытом и лучшими практиками Центров компетенций. Это позволило трансформировать их в Центры возможностей, которые помогают эффективнее продвигать проекты президентской платформы «Россия – страна возможностей», развивать команды университетов и модернизировать образовательные программы.

«Следующий стратегический важный шаг – формирование отраслевых/региональных кластеров. Один из успешных примеров – Оренбургская область, где работает единый региональный Центр компетенций, на базе местного Министерства труда и занятости населения, который успешно решает ряд важных задач: снижение оттока кадров из региона, формирование молодежного кадрового резерва, эффективно трудоустраивается молодежь, исходя из запросов работодателей. Такая модель Центра дает возможность планировать и реализовать программы развития молодежи совместно с регионом, – отметил Дмитрий Гужеля. – Единый региональный Центр компетенций, который в этом году заработал в Томской области, позволит закрыть актуальную потребность в педагогических кадрах у работодателей, отобрать высокопотенциальных студентов для региональной системы экономики и, таким образом, сократить кадровый дефицит преподавателей в регионе».

С декабря 2023 года у студентов и выпускников российских вузов появилась возможность прикрепить результаты диагностики универсальных компетенций к своему резюме на сервисе по поиску работы hh.ru, что кратно повысило скорость трудоустройства кандидатов.

«Комплексный аудит качества и объективности методов диагностики, оценки и развития универсальных управленческих компетенций и надпрофессиональных навыков у студентов и молодежи, проведенный Экспертным советом, является ценностью и дополнительным фактором доверия у работодателей при последующей интеграции результатов диагностики надпрофессиональных компетенций на платформу hh.ru. Молодые кандидаты, имеющие Паспорт компетенций в резюме, после отклика получают больше приглашений от работодателей. Поэтому соискатели, которые добавили информацию о своих «гибких навыках» в резюме, с большей вероятностью будут приглашены на собеседование», – сказал директор по связям с госструктурами hh.ru Виталий Терентьев.

Заместитель Губернатора Тюменской области Алексей Райдер оценил результаты работы проекта в Тюменской области и поделился планами по развитию. По его словам, за два года работы регионального Центра компетенций более 21 тысячи студентов прошли диагностику надпрофессиональных компетенций. Создание единой базы данных позволило эффективно применить инструменты диагностики универсальных компетенций при реализации региональных молодежных лидерских конкурсов и проектов.

«Для Тюменской области Центр компетенций стал единой точкой входа всех проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей», а также эффективным инструментом для организации межуниверситетского взаимодействия, – сказал Алексей Райдер. – При этом мы понимаем, что для успешного и эффективного развития человеческого капитала региона, создания условий для самореализации молодежи в Тюменской области, необходимо развивать бесшовное пространство развития и сотрудников организаций, в том числе органов власти, кадровых резервов и профессиональных сообществ, пополняясь лучшими практиками со всех территорий России. В этой связи Тюменский государственный университет выступил с инициативой о создании Корпоративного университета Правительства Тюменской области на базе Центра компетенций, а также обозначил этот проект в качестве одного из своих приоритетов в рамках собственной Программы развития».

Алексей Райдер также добавил, что правительство региона поддерживает такую инициативу. Корпоративный университет станет круглогодичным образовательным пространством для молодежи, представителей органов власти и иных организаций, в котором будет обеспечиваться коммуникация между поколениями управленцев, тиражироваться положительный опыт развития компетенций, накопленный президентской платформой «Россия – страна возможностей» и Мастерской управления «Сенеж» в частности, а также транслироваться лучшие региональные управленческие практики.

По словам победителя конкурса «Лидеры России», вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике Игната Петухова, одна из ключевых задач, которая в фокусе внимания у всех регионов, – остановить отток кадров, для этого важно создавать не только условия для труда, но и для комфортной жизни.

«В Оренбургской области, по поручению губернатора мы внедряем региональную программу по работе с талантами. Отправной точкой в ее работе – являются Центры оценки компетенций, которые помогают нам прокачать молодежь, чтобы у них было четкое понимание своего карьерного пути. Следующий шаг в этой программе – состыковать молодого специалиста с работодателем. Здесь мы работаем сразу по нескольким направлениям – это и адаптация образовательных программ, открытие ставок для стажеров на предприятиях и организациях, – сказал Игнат Петухов. – Плюс уделяем большое внимание – формированию цифровой платформы «Пульс региона», где в режиме реального времени будет видна потребность региона в кадрах, и сколько их готовится в колледжах и вузах. Благодаря этому на 17%» удалось снизить отток кадров из Оренбургской области».

В Томской области работает единый региональный Центр компетенций для педагогической отрасли, открытый на базе Томского государственного педагогического университета и ТОИПКРО, где проходят повышение квалификации и аттестацию педагоги и управленцы в образовании. По словам заместителя губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталии Киселевой, Центр помогает перестроить работу в подготовке заместителей директоров и директоров учреждений образования, а также выявить высокопотенциальных студентов из разных вузов и колледжей региона, имеющих склонность к педагогической и управленческой деятельности. Во-первых, потребность в преподавателях есть не только в школах, но и в колледжах, высших учебных заведениях, включая отраслевые корпоративные университеты, потому готовить преподавателей и управленцев для образования необходимо системно. Во-вторых, Центры компетенций становятся важной частью профориентационной работы, открывают студенту возможности построения карьерной траектории.

«На базе Томского областного института повышения квалификации работников образования в партнерстве со всеми университетами региона мы создали единую региональную систему формирования кадрового резерва, направленного на выявление и подготовку тех, кто имеет склонность к педагогической и управленческой деятельности. Адаптировав работу Центра, мы оцениваем не только молодых специалистов, но и действующих работников образования, претендующих на управленческие позиции, выстраиваем для них индивидуальные программы развития», – Наталия Киселева.

По словам проректора по учебной работе, и.о. проректора по развитию дополнительного профессионального образования и взаимодействию с партнерами Московского Политеха Гюзель Шарипзяновой, университет полностью поддерживает студентов, которые хотят стать лучшей версией себя, поэтому один из важных пунктов трека «Развитие» является включение проектов президентской платформы в перечень индивидуальных достижений.

«В частности, Паспорт универсальных компетенций дает 5 баллов обучающимся при поступлении в магистратуру. Кроме того, наш вуз первый в России начисляет участникам проекта «Начни игру» от 5 до 10 баллов при поступлении на бакалавриат. Отмечу также, что лучшие студенты смогли отправиться в поездки по России и получить приглашение на практику, – сказала Гюзель Шарипзянова. – Также Центр компетенций формирует трек возможностей и для сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета, направляя на образовательные мероприятия, организованные экспертами проекта «Центры компетенций» и Мастерской управления «Сенеж».

Гюзель Шарипзянова также анонсировала в новом учебном году проведение «Фестиваля возможностей», где каждый студент университета сможет выбрать для себя трек развития.

Руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Екатерина Степашкина, представляя анализ данных проекта за этот год, отметила, что на протяжении двух последних сезонов сохраняются тенденции при сравнении результатов первого и четвертого курса студентов: «Обучающиеся выпускного курса показали в среднем выше результаты по компетенциям «Анализ информации», «Лидерство», и тесту, измеряющему пассивный словарный запас. Это может быть связано с тем, что по мере освоения программы развиваются навыки работы с информацией, появляется опыт участия в проектах в роли лидера, а знакомство с различной терминологией расширяет словарный запас и эрудицию. У студентов первого курса в среднем выше результаты по компетенциям «Стрессоустойчивость», «Ориентация на результат», «Коммуникативность», «Следование правилам» и «Саморазвитие», что может отражать их большую открытость миру и воодушевленность, которая снижается в процессе специализации».

Екатерина Степашкина также рассказала о результатах обновленного исследования наиболее востребованных компетенций.

«В оценке и развитии «гибких навыков» заинтересованы студенты, университеты и сами работодатели, однако отмечу, что видение последних является отправной точкой для формирования профиля, – сказала Екатерина Степашкина. – Сегодня выпускник и молодой специалист, по мнению работодателей, должен стремиться к саморазвитию, быть обучаемым, стрессоустойчивым, самоорганизованным, следовать правилам и процедурам, уметь выстраивать отношения сотрудничества, эффективно общаться, иметь высокую коммуникативную и языковую грамотность».

По словам руководителя Департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Александры Ваза, развитие компетенций преподавателей и сотрудников университетов играет одну из ключевых ролей совершенствовании образовательных процессов в вузах – важно оперативно адаптироваться к изменяющимся потребностям обучающихся, применять инновационные методики обучения, так как это непосредственно влияет на развитие студентов.

«Недостаточно лишь развивать преподавательский состав; нужны системные изменения в подходах к обучению на всех уровнях. Каждая целевая группа  будь то преподаватели, руководители образовательных программ, специалисты по внеучебной деятельности или администраторы – нуждается в специфических материалах и стратегиях. Поэтому эксперты проекта «Центры компетенций» и Мастерской управления «Сенеж» провели два цикла образовательных мероприятий, которые включали в себя практические тренинги, онлайн-программы и очные образовательные мероприятия. Целями мероприятий было создание рабочих команд в университетах, разработка образовательных программ, гармонично сочетающих учебную и внеучебную деятельность, а также формирование и практическое применение «библиотеки» лучших практик и механик в области развития надпрофессиональных компетенций. За два потока обучения с августа 2023 года по май 2024 года обучение прошли 796 слушателей – представители 69 университетов. При этом 10 вузов приняли участие повторно, – подчеркнула Александра Ваза. – Все это позволит участникам нашей программы модернизировать действующие образовательные программы в вузах таким образом, чтобы студенты получали знания не только по конкретной специальности, но и могли эффективнее развивать свои «гибкие навыки».

УУНиТ второй год подряд участвует в программе «Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в образовательной деятельности» от президентской платформы «Россия – страна возможностей». В ходе программы преподавательские команды приобрели ценные навыки и компетенции в конструировании новых образовательных программ.

«После обучения команды сотрудников нашего вуза отметили, что для полноценного формирования надпрофессиональных компетенций у студентов необходимы междисциплинарный подход и активное вовлечение ребят во внеучебную деятельность. Теперь полученные знания и навыки наши преподаватели и специалисты успешно применяют для проектирования образовательных курсов, дисциплин и внеучебных мероприятий», – сказал ректор Уфимского университета науки и технологий Вадим Захаров.

По результатам обучения успешно внедрен модуль «Саморазвитие», в рамках которого в пилотном формате начал проводиться ассессмент студентов. Обучающимся предлагают объединиться в команды и решить кейс, следуя заранее распределенным ролям. Во время работы преподаватель оценивает профессиональные знания и умения, а сотрудник Центра компетенций – проявленность и соответствие уровня «гибких навыков» согласно предварительной дистанционной оценке. Ассессмент проводится в течение года Центром компетенций совместно с кафедрами и преподавателями, что обеспечивает интеграцию развития универсальных компетенций в ежедневную образовательную практику.

Отметим, что модуль «Саморазвитие» занимает 1 зачетную единицу в каждом осеннем семестре начиная со второго года обучения. Этот модуль в университете станет обязательным для всех студентов начиная с 2025 года.