30 мая 2023 года Отделением психологии и возрастной физиологии РАО был проведен семинар «Фундаментальная психология образованию», на котором были представлены результаты научных достижений и их практического применения в образовательной деятельности. В рамках семинара были обсуждены вопросы улучшения качества и успешности в образовании с позиций психологии, физиологии и молекулярной генетики. Актуальность проблемы применения результатов фундаментальных исследований в образовательной практике отметил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых.
Необходимость проведения научных исследований в этой области с использованием междисциплинарного подхода была отмечена в докладе старшего научного сотрудника лаборатории нейрокогнитивной геномики УУНиТ, кандидата биологических наук Анастасии Валерьевны Казанцевой. В своем докладе «Успешность в обучении как многофакторное взаимодействие генома, микробиома и среды» Анастасия Казанцева представила результаты, демонстрирующие конкретные гены и их варианты, связанные с возможностью достижения лучших результатов в обучении. Однако, различия в средовых факторах, т.е. особенности воспитания и стиль жизни человека, могут модифицировать активность генов, связанных с нейропластичностью и нейрогенезом. Таким образом, выявленные варианты генов (связанные с успешностью в обучении) будут «работать» только в определенных условиях среды. К таким выводам сотрудники лаборатории нейрокогнитивной геномики пришли, проанализировав генетические и демографические данные, полученные от более 1 500 студентов, в том числе, студентов УУНиТ. Эти молекулярно-генетические исследования проводятся под руководством члена-корреспондента РАО, заведующего кафедрой генетики и фундаментальной медицины УУНиТ, Эльзы Камилевны Хуснутдиновой.
Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова представила доклад «Научные исследования в интересах развития психологического сопровождения образования: приоритеты, реализация и применение». В своем докладе Татьяна Николаевна продемонстрировала научные результаты кросс-секционных и лонгитюдных исследований, проведенных у огромного числа школьников и студентов-первокурсников (более 20 000 человек). В рамках семинара участники обсудили возможности сотрудничества и применения научных достижений в образовательных организациях.