Национальные рейтинги университетов
Топ-100 вузов России «Эксперт РА»
Цель составления рейтинга вузов – оценить способность университетов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Рейтинг вузов агентства «Эксперт РА» – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, филиалы вузов не рассматриваются составителями рейтинга.
Оценка вузов производится на основании анализа статистических показателей и результатов опросов следующих целевых групп: студенты и выпускники, представители академического и научного сообществ, представители компаний-работодателей
Национальный рейтинг университетов Интерфакс
Целями ежегодного исследования является оценка деятельности современного российского университета, отвечающего лучшим мировым образцам; развитие канала коммуникаций между академическим сообществом страны и массовыми аудиториями; поиск новых методов и технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного развития, социального развития.
Деятельность университетов оценивается по 6 основным параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социализация – отражает деятельность университета в социальной сфере; интернационализация или международная деятельность университета; бренд университета; инновации и предпринимательство, то есть достижения университета в сфере инноваций и коммерциализации разработок
Мониторинг качества приема в вузы - «Высшая школа экономики»
Исследование качества приема в российские университеты Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводит с 2010 г. Партнер проекта — Министерство науки и высшего образования Российской̆ Федерации. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений (при необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов и ФИС ГИА и Приема).
В мониторинге участвуют все российские вузы, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ. Вузы, для поступления в которые важны творческие испытания (консерватории, художественные и хореографические академии и т.д.), и вузы силовых ведомств, принимающие в основном выпускников профильных военных или морских училищ, в мониторинг не включались. Анализируются итоги зачисления на программы бакалавриата и специалитета (очная форма обучения).
Проект был начат НИУ ВШЭ в партнерстве с «Социальным навигатором» МИА «Россия сегодня», был поддержан Общественной палатой РФ и Министерством образования и науки РФ.
Рейтинг российских вузов «Национальное признание»
Рейтинг составляет компания «Univer.EXPERT Академический критик». Он складывается из нескольких критериев: оценка значимости основных дисциплин университета, уровень преподаваемых профильных наук и работа профессорско-преподавательского состава.
Принципы рейтинга вузов России «Национальное признание»:
- оценка вуза через его ключевой персонал – основной профессорско-преподавательский состав;
- сначала вуз получает оценку его значимости для каждого предмета, в которых он ведет свою деятельность, а потом сумма этих оценок дает его совокупную оценку для общего рейтинга;
- универсальным измерителем качества научно-педагогического персонала вуза является признание национальным (российским) профессиональным сообществом его научных, инновационных и научно-практических достижений.
Рейтинг востребованности вузов «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня»
В исследование входят как государственные вузы различной ведомственной принадлежности, так и негосударственные – муниципальные и частные организации высшего образования (за исключением филиалов). Из рассмотрения исключаются военные вузы, теологические и вузы сферы культуры и искусства.
В качестве показателей оценки востребованности результатов деятельности вуза выбраны: доля выпускников, получивших направление на трудоустройство, после завершения профессиональной подготовки по очной форме обучения; доля доходов от НИР, образовательных услуг сторонним организациям в общих доходах образовательной организации; индекс цитирования трудов сотрудников организации. Все количественные показатели собираются из открытых источников данных Федерального статистического наблюдения ВПО-1 и Базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Выделяются шесть групп вузов по направлениям деятельности: классические университеты, инженерные вузы (технические университеты), сельскохозяйственные вузы, сфера управления – экономика, финансы, юриспруденция, гуманитарные вузы (педагогические, филологические), медицинские вузы.
Спецификой данного рейтинга является то, что исследование строится на определении уровня подготовленности абитуриентов к рынку труда.
SuperJob
Рейтинг составляется исследовательским центром Superjob, работающим в сфере подбора персонала и поиска работы на основании динамики уровня зарплат молодых специалистов за пять лет после окончания вузов по трем направлениям: технические вузы, экономические вузы и юридические вузы.
Рейтинг «Индекс изобретательской активности российских университетов»
Рейтинг публикуется Аналитическим центром «Эксперт», который специализируется на проведении прикладных исследований в области экономики, формировании отраслевых обзоров и рейтингов компаний, а также организации обсуждения результатов исследований, направленных на экспертную поддержку развития экономики.
В рамках исследования ежегодно оцениваются научные и технологические компетенции вузов, а также уровень предпринимательских способностей их выпускников.
Оценка изобретательской активности строится на анализе деятельности университетов в области патентования разработок. Анализируемые в рамках рейтинга показатели разделены на три блока: «Качество», «Исходные условия» и «Востребованность».
Блок «Исходные условия» в первую очередь оценивает число патентов, блок «Качество» — взаимодействие с научными организациями и популярность у других изобретателей. В блоке «Востребованность» прежде всего оценивается спрос на вузовские разработки со стороны компаний.
Рейтинг публикационной активности российских университетов
Рейтинг публикуется Аналитическим центром «Эксперт», который специализируется на проведении прикладных исследований в области экономики, формировании отраслевых обзоров и рейтингов компаний, а также организации обсуждения результатов исследований, направленных на экспертную поддержку развития экономики.
Расчет рейтинга осуществляется на основе четырех смысловых блоков: «Качество роста», «Востребованность», «Масштаб» и «Превосходство».
В предметном рейтинге принимают участие университеты, опубликовавшие за четыре года не менее 0,5% всех российских публикаций в соответствующей области.
Рейтинг медийной активности вузов M-Rate
M-RATE учитывает эффективность работы университетов в медийном пространстве по трем основным направлениям: работе со СМИ; с собственной аудиторией в группах и каналах во всех основных социальных сетях; с собственными сайтами. В его разработке приняли участие более 30 университетов, общественных организаций и СМИ, а также эксперты в области медиалогии и социологии. Для оценки контента не используется мнение экспертов, все подсчеты ведутся на основании данных, которые можно получить в общедоступных метриках.
Лучшие вузы России по версии HeadHunter
Рейтинг составляется онлайн-платформой hh.ru. В него входят как государственные, так и частные учебные заведения. Методология рейтинга разработана таким образом, чтобы максимально объективно оценить положение вузов на рынке труда, а также их вклад в создание квалифицированных трудовых ресурсов.
Вузы становятся участниками рейтинга, только если минимум 100 их выпускников последних двух лет имеют актуальные резюме на рекрутинговой платформе.
В рамках исследования рассматривались пять параметров:
- популярность вуза в своём регионе — доля выпускников университета от общего числа выпускников вузов региона;
- востребованность выпускников вуза у работодателей — среднее число приглашений на собеседования, полученных одним выпускником университета от работодателей на hh.ru;
- относительный уровень ожидаемых зарплат выпускников вуза — отношение медианного значения зарплаты, указанной в резюме выпускников, к медианному значению зарплаты, указанной в резюме выпускников вузов одного региона;
- стаж — среднее число месяцев опыта работы, указанных в резюме у выпускника вуза;
- текущая трудоустроенность — доля числа выпускников, в резюме которых есть хотя бы одно место работы с открытой датой окончания, от общего числа резюме выпускников вуза.