Решаемые задачи и получаемый эффект направления научных исследований «Экспериментальное исследование изделий авиационной техники»:
• комплексное критериальное и многофакторное планирование экспериментальных исследований деталей, узлов, систем и изделий авиационной техники в целом;
• повышение точности исследований в 1,2...2,5 раза;
• снижение объема эксперимента в 1,3...2 раза.
Решаемые задачи и получаемый эффектнаправления научных исследований «Отработка технологии обслуживания двигателя при эксплуатации по техническому состоянию»:
• разработка алгоритмов и программ трендового анализа для оценки и управления техническим состоянием двигателя:
• в различных условиях эксплуатации;
• на различных режимах эксплуатации.
Для автономного энергоснабжения была разработана мобильная газотурбинная автономная установка энергоснабжения (МИНИ-ТЭС), которая предназначена для использования в качестве основного или аварийного автономного средства тепло-, электроснабжения обеспечивающего функционирование объектов народного хозяйства.
Мобильная газотурбинная автономнаяустановка энергоснабжения (МИНИ-ТЭС)
На протяжении многих лет в УГАТУ на кафедре «Авиационные двигатели» проводятсяисследования по проблеме ускоренных испытаний и оптимизации экспериментального исследования технических систем (авиационных ГТД, турбоагрегатов, гидравлических агрегатов летательных аппаратов и др.), являясь развитием научного направления, основанного в свое время академиком Н.Д.Кузнецовым и курируемого ЦИАМ-ом.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований по данной тематике внедрены в процесс создания и доводки широкого круга изделий: авиационных турбогенераторов ТГ60/2СМ и ТГ17, устанавливаемых на спецобъектах; турбонасосных установок ТНУА, ТНУ86-3, ТНУ-86А, устанавливаемых на самолетах Ту22М2, Ил-86А, Ан-124, Ту-160; авиационных силовых установок двигателей ТА-8, устанавливаемых на самолете Ан-72, а также вертолете-штурмовике Ми-26.
Результаты исследований внедрены в АКБ «Кристалл» (г.Москва), НПО «Звезда» (г.Томилино, Московская обл.), ПО «ФЭД» (г.Харьков), ПО «ДАЗ»(г.Днепропетровск), УАП «Гидравлика» (г.Уфа), ОКБ «Гидромеханика» (г.Уфа), ОАО «НПП «Мотор» (г.Уфа), а также на предприятиях Минобороны РФ.
Научные исследования по данной проблеме выполнялись по грантам РФФИ и по фундаментальным исследованиям технологических проблем производства) авиакосмической техники по разделу «Технологические проблемы производства двигателей».
По теме проводимых исследований опубликовано более 150 работ в научной печати, подготовлена и защищена докторская диссертация, 12 кандидатских диссертаций. Созданы экспериментальные стенды для проведения научно-исследовательских работ по тематике проблемы.
В 2014 году д.т.н., профессор А.С. Гишваров и д.т.н., профессор Х.С. Гумеров стали лауреатами премии Академии Наук Республики Башкортостан им. С.А. Гаврилова в области технических наук за работу «Проектирование и испытания газотурбинных двигателей беспилотных летательных аппаратов». Создание беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) морского базирования является одной из самых сложных и трудоемких задач, решаемых ведущими разработчиками для обеспечения военно-технического паритета РФ.
Примеры носителей БПЛА: а – экраноплан «Лунь»; б – ракетный крейсер «Москва»; в – береговой противокорабельный комплекс «Редут»; г – атомная подводная лодка «Северодвинск»; д – фронтовой бомбардировщик Су-34 с противокорабельной крылатой ракетой 3М80 «Москит»
В 1974 году совместным приказом министерства авиационной промышленности СССР и министерства высшего образования Российской Федерации была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория по гибким трубопроводным системам двигателей летательных аппаратов (ДЛА) и летательных аппаратов (ЛА) (ОНИЛ "Гибкие трубопроводы"). За 20 с лишним лет деятельности ОНИЛ "Гибкие трубопроводы" выполнены исследования по вопросам: влияния анизотропии ленты-заготовки и вида материала на формообразование гофров и величины остаточных напряжений готовых гибких трубопроводов; оптимизации параметров технологического процесса с целью повышения прочностной надежности конструкции ГМГ; статической устойчивости, мало- и многоцикловой прочности сильфонных компенсаторов трубопроводных коммуникаций ДЛА и ЛА ; динамической устойчивости и прочности фторопластовых, металлических рукавов и сильфонных компенсаторов; оптимального проектирования и разработки универсальной системы автоматизированного проектирования гибких трубопроводов. ОНИЛ ГТ также освоила новую для себя специальность - высотно-климатические испытания ВГТД и высотно-климатические стенды. Лаборатория активно участвовала в исследовании и доводке сильфонного компенсатора в системе подачи горючего комплекса "Энергия-Буран", разработке эскизного проекта высотно-климатического стенда для испытаний ВГТД и утверждения его в ЦИАМ, проведении полного объема НИОКР по созданию гибкого трубопровода выхлопной системы автомобилей КамАЗ всех модификаций.
В период с 1974 года по 2000 г. сотрудниками ОНИЛ "Гибкие трубопроводы" получено более 110 авторских свидетельств и патентов на способы изготовления и конструкции гибких трубопроводов. Указанные разработки внедрены и используются в технологическом процессе, на объектах авиакосмической техники , в автомобильной, металлургической промышленности и на других технических объектах.
Компенсатор установлен на орбитальном самолете «Буран». Предназначен для гибкого соединения трубопроводов подачи компонентов топлива к двигателю орбитального самолета «Буран».Технические характеристики:диапазонтемператур 17...300К,масса не более 320кг.Особенности и преимущества:компенсирует тепловые расширения деталей планера и трубопроводов двигательной установки,обеспечивает термоизоляцию потока рабочей среды.Использовался на орбитальном самолете «Буран».Разработчик: КБ Химавтоматики, кафедра АД.Научный руководитель: д.т.н., проф. Итбаев В.К.
Орбитальный самолет «Буран»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.1998 г. за создание ряда металлических трубопроводов для авиакосмической техники, транспортных средств и других объектов присуждена Премия в области науки и техники научному руководителю лаборатории, д.т.н., профессору Итбаеву В.К. и заведующему лабораторией, заслуженному изобретателю РФ, к.т.н. Брюханову А.М. Данная награда является первой и единственной за всю историю существования университета.
Основные направления исследований научно-исследовательскойлаборатории гибких трубопроводов:
• разработка перспективных конструкций металлических трубопроводов для аэрокосмической техники,транспортных средств, металлургической, нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности;
• разработка новейших технологических способов производства гибких металлических трубопроводов;
• разработка технологического оборудования для изготовления гибких металлических трубопроводов
Направления исследований лаборатории гибких трубопроводов
Сфера деятельности: Моделирование, автоматизированное проектирование двигателей летательных аппаратов (ДЛА) и энергоустановок, информационная поддержка их жизненного цикла, разработка новых информационных технологий в проектировании авиационных двигателей. По данной тематике силами сотрудников НИЛ и преподавателей кафедры ведется работа по созданию компьютерной технологии проектирования, конструирования авиадвигателей и их узлов.
Разработки НИЛ САПР-Д (научный руководитель д-р техн.наук, профессор Кривошеев И.А.) внедрены в авиамоторных ОКБ (ПАО «Кузнецов», АО «НПП Мотор», АО «УАП Гидравлика») и в учебный процесс УГАТУ, СГАУ.
Развивается направление создания среств и технологии автоматизированного создания САПР (Framework и CALS-технолгия). Создано и широко используется универсальное средство САМСТО.
В 1999 г. за работу «Основы теории нетрадиционных преобразователей энергии и внедрение ее в энергетику РБ» удостоены государственной премии РБ в области науки и техники: д.т.н., профессор, зав. кафедрой авиационных двигателей А.М. Ахмедзянов, д.т.н., профессор, почетный член Академии наук РБ, генеральный конструктор научно-производственного предприятия «Мотор»Рыжов А.А., к.т.н., генеральный директор «Башкирэнерго» А.А. Салихов.