Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

Учебно-лабораторная база

В  учебном процессе кафедры используется современное лицензионное программное обеспечение (Компас,DVIGw, Ansys, TeamCenter, UGNX и др.)
Количество учебных лабораторий - 8; дисплейных классов - 2; количество ПЭВМ, задействованных в учебном процессе - 30. Аудитории оснащены оборудованием для проведения презентаций.
Для реализации учебного процесса используются также лаборатории и производственные участки предприятий (ПАО «ОДК-УМПО», ООО «Газпром трансгаз Уфа», авиакомпания "Ютэйр" и др.).

 

Лаборатория конструкции двигателей (музей авиационных двигателей)

 

Кафедра располагает уникальным по содержанию классом (музеем) конструкций авиационных двигателей общей площадью 460 м2, где демонстрируется около 70 экспозиций. Это предмет особой гордости УГАТУ: по мнению специалистов и содержанию уникальной экспозиции музей входит в тройку лидеров России. Единственный в стране оборудованный класс-музей на 30 посадочных мест имеет в своем фонде более 70 редких авиационных двигателей, их узлов и агрегатов.

 

 

Экспонаты лаборатории конструкции двигателей (музея авиационных двигателей)

Предметное наполнение класса (музея) выполняет две основные функции:
• музея авиационной техники, где представлены двигатели отечественных двигателестроительных КБ;
• учебной аудитории, в которой студенты слушают лекции, выполняют лабораторные и практические занятия.
Основу уникальной коллекции составляют натурные макеты газотурбинных двигателей различных типов и схем, устанавливаемых на летательных аппаратах различного класса и назначения:
• двухконтурные ТРД для пассажирских самолетов: НК-8, Д-36, АИ-25,Д-20П;
• турбореактивные двигатели для боевых самолетов: ВК-1, РД-9, Р11-300, Р13-300, Р29-300, ВД-7,95Ш;
• турбовинтовые двигатели для самолетов военного и гражданского назначения: НК-12, АИ-20, АИ-24;
• турбовальные вертолетные ГТД: Д-136, М-601, ТВЗ-117, Д- 25В, ТВ7-177С (самолеты Ил-112, Ил-114);
• вспомогательные ГТД: ТС-12, ТС-20, ТА-6, ТГ-16, ГТДЭ-117; ВД-100 (самолет Ил-114);
• экспонат, вызывающий наибольший интерес у посетителей - двухконтурный ТРД с форсажной камерой АЛ-31Ф для современного истребителя Су-27 с уникальными летно-техническими характеристиками;
• двигатели для палубного истребителя вертикального взлета и посадки;
• подъемный РД-36-35 и подъемно-маршевый Р27В-300 двигатели;
• один из лучших поршневых авиационных двигателей АШ-82;
• двигатель РД-36-51 сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144;
• двигатель РД-33 сверхзвукового истребителя Миг-29;
• двигатель крылатой ракеты «Гранит» подводного базирования;
• двигатели, разработанные за рубежом: турбовинтовой Т-56 (фирма Алиссон) для военно-транспортного самолета и чешский М-701 для учебно-тренировочного самолета L-29.
Кроме того, в классе (музее) размещены: 
• фронтовой истребитель МиГ-21 - самый массовый самолет   ВВС    в   60-70-е годы;
• имеющий особую историческую ценность, жидкостный ракетный двигатель РД-107 - блок силовой установки 1-й ступени ракеты-носителя космического корабля "Восток -1";
• компенсатор ЖРД ракеты «Энергия», которая выводила на орбиту космический самолет «Буран».
Экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами. Музей посещают учащиеся школ, студенты, преподаватели вузов, деятели науки и культуры, военачальники, космонавты, зарубежные гости.

 

Лаборатория испытаний узлов и элементов двигателей

 

Лаборатория предназначена для проведения лабораторных работ со студентами по дисциплинам:
• "Конструкция АД и ЭУ";
• "Динамика и прочность АД";
• "Колебания элементов энергетических машин" и др.
 
Одновременно лаборатория используется для выполнения научно-исследовательских работ по хоздоговорным темам. Лаборатория оснащена двумя электродинамическими вибростендами ВЭДС-400А, механическим вибростендом ВУС-70/100, испытательным стендом двигателя SR-30 и целым рядом установок для проведения лабораторных работ.Основными из них являются:
• установка для исследования критических частот вращения однодискового ротора на жестких опорах; 
• установка для исследования критических частот вращения однодискового ротора на упругих опорах; 
• установка для динамического уравновешивания ротора; 
• установка для исследования малоцикловой прочности деталей энергетических машин; 
• установка для исследования колебаний лопаток и дисков энергетических машин.

 

 
Испытательный стенд двигателя SR-30

 

Имеется также лабораторная установка для изучения деталей машин и учебная лаборатория автоматики, регулирования и автоматизации испытаний ГТД.
 

Лабораторная установка для изучения деталей машин

 

 

Учебная лаборатория автоматики,  регулирования и автоматизации  испытаний ГТД

 

Лаборатория неразрушающего контроля

 

Лаборатория предназначена для проведения лабораторных работ со студентами по дисциплинам:
• "Надежность и техническая диагностика";
• "Диагностика и неразрушающий контроль авиационных силовых установок и летательных аппаратов";
• "Эксплуатационная надежность авиационных силовых установок и летательных аппаратов";
• "Технологические процессы технического обслуживания авиационных силовых установок и летательных аппаратов
• "Испытания и обеспечение надежности авиационных двигателей и энергетических установок".
 Лаборатория оснащена:
• автоматизированным диагностическим комплексом АДК «ПРИЗМА» для анализа состава продуктов износа и состава стружки в рабочих маслах авиационных двигателей;
• ультразвуковыми толщиномерами УТ-111, ТУЗ-2. Предназначены для измерения толщины различных изделий из металлов и неметаллов, включая изделия, доступ к которым имеется только с одной стороны. Прибор может быть использован во всех отраслях промышленности. С помощью ультразвукового толщиномера может измеряется толщина стенок трубопроводов, сосудов давления, котлов и других ответственных и особо опасных объектов, в том числе для определения степени коррозионного и эрозионного износа по остаточной толщине;
• динамическим твердомером ТДМ-3. Предназначен для измерения твердости конструкционных, углеродистых и нержавеющих сталей, а также сплавов из цветных металлов по шкалам Роквелла (HRC), Бринелля (HB), Виккерса (HV) и Шора (HSD).

 

Анализатор масла АДК "Призма"

 

Эндоскоп  "Олимпус"

 

Лабораторно-испытательный комплекс (ЛИК) «Аэропорт УГАТУ»

 

ЛИК включает:
• самолет Ту-134;
• вертолет Ми-8;
• вертолет Ми-2;
• лабораторный комплекс по испытаниям ГТД;
• класс конструкции вертолетов.

Лабораторный комплекс кафедры АД по испытанию полноразмерных ГТД построен на загородной территории УГАТУ вблизи Уфимского аэропорта. Общая площадь комплекса составляет более 1000 кв.м. В состав комплекса входят следующие стенды, установки и участки: 
• термокамера для подогрева воздуха на входе в двигатель; 
• стенды для испытания вспомогательных ГТД  ТА-6, ТА-6А, турбоагрегатов типа ТГ и ТНУ, предназначенных для энергетического обеспечения систем ЛА при неработающих маршевых двигателях; 
• стенд для определения характеристик осевой ступени компрессора; 
• учебные классы; 
• пультовые для дистанционного управления и контроля параметров двигателей и установок; 
• механосборочный участок; 
• вспомогательные помещения, ангары, топливохранилище и т.д. 
Комплекс предназначен для проведения лабораторных занятий, а также имеет необходимое оборудование для проведения научно-исследовательских и доводочных работ по повышению надежности серийных и опытных ВСУ и турбоагрегатов.