Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

13.03.03 Энергетическое машиностроение (бакалавриат)

Профиль "Двигатели внутреннего сгорания".

Продолжительность обучения: 4 года. Возможность продолжения в магистратуре.

 

Цель программы

Подготовка специалистов, способных исследовать, разрабатывать и совершенствовать поршневые и гибридные двигатели наземного транспорта, авиации, других отраслей. Такие специалисты могут проявить себя и в науке, и в производстве, и в эксплуатации, и в техническом обслуживании, и в управлении, и в образовании, и в бизнесе.

 

Для кого подходит эта программа

Эта программа для тех, кто хочет научиться создавать моторы. Поршневые и гибридные силовые установки незаменимы в автомобилях и снегоходах, железнодорожном и водном транспорте, в пилотируемой и беспилотной авиации, в танках и газонокосилках, в строительстве, сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли, везде. Еще очень долго они будет давать работу тем, кто умеет их разрабатывать, производить, эксплуатировать, обслуживать и продавать. Эта область техники настолько многогранна, что абитуриенты с самыми разными склонностями найдут себя в ней. Не только мальчишки-"технари", но и все кому интересны компьютерное моделирование, цифровые технологии, электрика и электроника, конструирование, программирование, эксперименты, испытания и многое другое.

 

О программе

Содержание программы, ее идеология, предметное наполнение, материально-техническое оснащение, базы практик, квалификация преподавателей - все направлено на  подготовку высококлассных специалистов в области поршневых и гибридных силовых установок. Изучаются как фундаментальные основы работы силовых установок, методы их моделирования и экспериментальных исследований, так и самые современные компьютерные технологии их конструирования, производства и исследования. Программа дает знания, прививает умения и навыки, которые позволят выпускнику работать во многих областях энергетического машиностроения и техники в целом.

 

Преимущества программы

Распоряжением Правительства РФ направление подготовки отнесено к приоритетным для модернизации и технологического развития российской экономики. Студенты имеют возможность получать повышенные стипендии На кафедре двигателей внутреннего сгорания ведутся передовые научные исследования, создаются новые двигатели для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, работает аспирантура и докторантура Студенты с ранних курсов участвуют в проектных и исследовательских работах кафедры и на этой основе выполняют свои дипломные проекты Производственные практики проводятся на современных предприятиях, заинтересованных в трудоустройстве выпускников Студенты могут получить углубленную подготовку по английскому языку в своей профессиональной области На кафедре двигателей внутреннего сгорания работает студенческое конструкторское бюро и гоночная команда. Студенты сами разрабатывают, строят и испытывают моторы, гоночные автомобили, мотоциклы, снегоходы. Гоночная команда неоднократно участвовала и побеждала на этапах чемпионатов мира в авто- и мотогонках и является действующим чемпионом России в классе «Формула Студент».

 

Навыки и компетенции, которые получат выпускники

  • Работа в команде, культура общения и управления коллективом
  • Понимание перспектив и направлений развития энергетики, энергетического машиностроения, двигателестроения, техники в целом
  • Методы теоретических и экспериментальных исследований, испытаний опытных образцов двигателей
  • Методы технического творчества, решения изобретательских и научных задач
  • Выбор конструктивного облика, типа и параметров двигателя в соответствии с предъявляемыми техническими требованиями
  • Имитационное и трехмерное моделирование рабочих процессов двигателей
  • Моделирование напряжений, деформаций и износов в компонентах двигателей и других объектов техники
  • Разработка конструкторской и технологической документации
  • Организация разработки, освоения, производства, эксплуатации и технического обслуживания двигателей и других объектов техники

 

Изучаемые дисциплины

  • Информационные технологии в энергетическом машиностроении
  • Графическое моделирование объектов энергетического машиностроения
  • История развития тепловых двигателей
  • Механика жидкости и газа
  • Теория рабочих процессов поршневых двигателей
  • Основы научных исследований и испытаний двигателей
  • Электрооборудование, диагностика и экологическая безопасность двигателей
  • Основы технологии энергетического машиностроения

 

Компании-партнеры

  • АО «Русская механика»
  • ОДК
  • ОДК-УМПО
  • Башкирская генерирующая компания
  • КАМАЗ
  • АГАТ (Г. Ям)
  • АГРЕГАТ (Сим)
  • МГТУ им. Баумана
  • ЮУрГУ
  • Инженерный центр ИКАР
  • ВИТЯЗЬ (Ишимбай)
  • Роснефть

 

Трудоустройство и востребованность

  • Исследователь
  • Инженер-испытатель
  • Инженер-конструктор
  • Инженер-технолог
  • Сотрудник организаций и предприятий автомобильного транспорта
  • Сотрудник дилерских центров производителей автомобилей, предприятий автосервиса
  • Преподаватель высших и средних учебных заведений

 

Работодатели

  • "АО «Русская механика»
  • ОДК-УМПО Башкирская генерирующая компания
  • КАМАЗ
  • ВАЗ
  • УАЗ
  • ЯМЗ
  • УЗГА
  • АГРЕГАТ (Сим)
  • ВИТЯЗЬ (Ишимбай)
  • Роснефть
  • Газпром
  • УУНиТ

 

Проектная и исследовательская деятельность (СКБ)

  • Разработка болида «Формула Студент» с бензиновым двигателем
  • Разработка болида «Формула Студент» с электрическим двигателем
  • Разработка болида «Формула Студент» с газотурбинным двигателем
  • Разработка болида «Формула Студент» с гибридной силовой установкой
  • Разработка беспилотного болида «Формула Студент»
  • Разработка сверхэкономичного болида класса «Shell Eco-marathon»
  • Разработка электромотоцикла для соревнований «Smart Moto Сhallenge»
  • Разработка автомобиля «Родстер «Крым» с гибридной силовой установкой
  • Разработка электроснегохода
  • Разработка снегохода с гибридной силовой установкой
  • Разработка индивидуального морского средства передвижения - мотодоски
  • Разработка мотоскороходов

 

Проекты

  • Двигатель тяжелого беспилотного летательного аппарата
  • Двигатель сверхлегкого беспилотного летательного аппарата
  • Рабочий процесс двигателя для работы на авиационном керосине
  • Система имитационного моделирования поршневого двигателя
  • Технология микродугового оксидирования и искрового упрочнения деталей двигателей
  • Газодинамические методы форсирования поршневых двигателей
  • Моделирование трения и износа компонентов поршневых двигателей

 

Темы ВКР

  • Разработать гибридную силовую установку мощностью 120 кВт для беспилотного летательного аппарата самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой
  • Исследовать влияние керамических покрытий компонентов камеры сгорания на токсичность выбросов ДВС
  • Разработать силовую установку мощностью 30 кВт для гибридного мотоцикла тактического назначения
  • Разработать математическую модель пневматической форсунки непосредственного впрыска топлива
  • Разработать стенд для испытаний авиационных поршневых двигателей мощностью до 4 кВт
  • Разработать математическую модель трения и изнашивания в паре цилиндр-поршень двухтактного двигателя
  • Разработать поршневой микродвигатель мощностью 0,2 кВт для сверхлегкого квадрокоптера тактического назначения
  • Разработать индивидуальное средство мобильности – бензиновые мотоскороходы для тактического применения
  • Разработать математическую модель системы воздушного охлаждения ДВС

 

ПРОФОРИЕНТОЛОГ        

Еникеев Рустэм Далилович, 89033505157

 

 

Что такое ДВС?

ДВС – это двигатель. Все двигатели преобразуют какую-нибудь энергию в работу. Двигатели бывают разные – электрические, гидравлические, тепловые и т.д., в зависимости от того, какой вид энергии они преобразуют в работу. ДВС, двигатель внутреннего сгорания, это тепловой двигатель, в котором в работу преобразуется теплота сгорающего в рабочей камере топлива. И газотурбинный двигатель самолета, и реактивный двигатель ракеты, и поршневой двигатель автомобиля – это все ДВС. Но обычно под ДВС понимают именно поршневой двигатель. В поршневом ДВС сила давления газов, возникающая при сгорании топлива в рабочей камере, воздействует на поршень, который совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре двигателя. Но это очень упрощенный взгляд на ДВС. На самом деле, в ДВС сосредоточены сложнейшие физические явления, пониманию которых посвятили себя многие выдающиеся ученые. Чтобы ДВС работал, в его цилиндре, сменяя друг друга, происходят такие процессы, как подача воздуха, впрыск и распыление топлива, его смешение с воздухом, воспламенение образовавшейся смеси, распространение пламени, удаление отработавших газов. На каждый процесс отводится несколько тысячных долей секунды. Добавьте к этому процессы, которые протекают в системах ДВС: теплообмен, течение газов и жидкостей, трение и износ, химические процессы нейтрализации отработавших газов, механические и тепловые нагрузки. Это далеко не полный перечень. И каждый из процессов должен быть организован наилучшим образом. Ведь из качества протекающих в ДВС процессов складывается качество двигателя в целом – его мощность, экономичность, шумность, токсичность, надежность, стоимость, вес и размеры.

 

ДВС всюду. Ни одна область деятельности несравнима с поршневыми ДВС по масштабам, количеству людей, занятых в разработке, производстве и эксплуатации. В развитых странах деятельность четверти самодеятельного населения прямо или косвенно связана с поршневым двигателестроением. Двигателестроение, как исключительно наукоемкая область, определяет и стимулирует развитие науки и образования. Общая мощность поршневых двигателей внутреннего сгорания составляет 80 – 85% мощности всех энергоустановок мировой энергетики. На автомобильном, железнодорожном, водном транспорте, в сельском хозяйстве, строительстве, средствах малой механизации, ряде других областей, поршневой ДВС как источник энергии не имеет альтернативы. Мировое производство только автомобильных двигателей непрерывно увеличивается, превысив 90 миллионов единиц в год. Количество производимых в мире малоразмерных двигателей также превышает десятки миллионов в год. Даже в авиации поршневые двигатели доминируют по суммарной мощности, количеству моделей и модификаций и количеству установленных на самолеты двигателей. В мире эксплуатируется несколько сотен тысяч самолетов с поршневыми ДВС (бизнес-класса, спортивных, беспилотных и т.д.). В США на долю поршневых двигателей приходится около 70% мощности всех двигателей, установленных на гражданских летательных аппаратах.

 

ДВС неисчерпаем. Еще не одно поколение ученых и конструкторов будут исследовать и совершенствовать его. Еще очень долго ДВС будет давать работу тем, кто его производит, эксплуатирует, обслуживает и продает. Почему? Потому, что людям всегда будут нужны машины, совершающие за них механическую работу. ДВС отлично исполняет эту функцию. Долго ли? Наука и техника развиваются стремительно. Но в результате их развития альтернатив ДВС не возникло, а только возросла степень его совершенства. ДВС «хоронили» неоднократно. В разное время на смену ему прочили электродвигатели на аккумуляторах, топливные элементы на водороде и многое другое. ДВС неизменно побеждал в конкурентной борьбе. И даже проблема исчерпания запасов нефти и газа – это не проблема ДВС. Существует неограниченный источник топлива для ДВС. Это миллиарды тонн растительной массы Земли, а также отходы деятельности человека. Из них можно производить спирты и газы, при переходе на которые ДВС только выиграет, станет более экономичным, надежным, дешевым и практически безвредным для природы.

Надеемся, у Вас возникло понимание сегодняшней роли ДВС в жизни людей, его перспектив, понимание того, что специалисты в этой области будут востребованы всегда.