Немного истории института
В начале 1930-х годов, когда в нашей стране осуществлялась индустриализация, создавались новые отрасли промышленности, особенно остро встал вопрос подготовки инженерных кадров. В 1932 году в городе Рыбинске при моторостроительном заводе был открыт Рыбинский авиационный институт. В соответствии с потребностями базового завода и авиамоторостроительного производства страны в целом, при организации института на него была возложена подготовка инженеров по конструированию моторов, а также инженеров-технологов для моторостроения в области обработки металлов резанием, термической обработке, литейному делу. С первых дней в институте началась подготовка инженеров по двум специальностям: технология холодной обработки металлов и производство авиадвигателей. Подразделений, именуемых факультетами, в период работы института в Рыбинске не существовало, соответственно не существовало и должностей деканов. Функции факультетов по руководству учебной работой выполняли «Отделение холодной обработки металлов» и «Отделение авиационных двигателей». Также не было и единого руководства, организации и финансирования научной работы, преподаватели вели исследования независимо друг от друга или объединялись в небольшие группы. В 1941 году институт был эвакуирован в Уфу, а в 1942 году Рыбинскому авиационному институту было присвоено наименование Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (УАИ).
В крайне тяжелых условиях институт продолжал работу. Организационная структура «Факультет» впервые появилась в Уфе в 1942 году. Первым деканом нового, единого моторостроительного факультета, объединившего все специальности, был С.И.Куликов. В 1944 году из моторостроительного факультета выделился самостоятельный факультет станков и холодной обработки металлов, ныне факультет авиационно-технологических систем (ФАТС). В 1946 году моторостроительный факультет был переименован в факультет авиационных двигателей (ФАД), из которого позднее выделились другие факультеты. ФАД существовал под этим названием до 2015 года, ныне это факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта (ФАДЭТ). С основания УАИ специалистов по моторостроению готовила кафедра моторостроения, которая в 1944 году была переименована в кафедру теории и конструкции авиационных двигателей. В 1958 году кафедра теории и конструкции авиационных двигателей была поделена на две самостоятельные - кафедру теории авиационных двигателей и кафедру конструкции авиационных двигателей.
Создание кафедры ДВС
В связи с организацией на Уфимском моторостроительном заводе производства двигателей автомобиля "Москвич-412" возникла необходимость в специалистах в области ДВС. С учетом этого, в 1968 году на кафедре конструкции авиационных двигателей был образован сектор ДВС и началась подготовка инженеров по специальности ДВС. В 1972 году из кафедры конструкции АД выделилась самостоятельная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания». Первый выпуск инженеров по специальности ДВС состоялся в 1973 году, было выпущено 39 инженеров. В 1974 году состоялся первый выпуск вечернего отделения.
Преподавателями и сотрудниками кафедры ДВС в первые годы ее существования стали:
Каримов Рабис Хурматович - к.т.н., доцент, первый заведующий кафедрой ДВС;
Рудой Борис Петрович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ДВС с 1982 г. по 2006 г.;
Захаров Лев Анатольевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор НГТУ;
Якупов Радик Гиззатович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры СМ УГАТУ;
Рафиков Олег Сунгатович - к.т.н., доцент;
Одяков Н.Н. - к.т.н., доцент;
Хитрюк - к.т.н., доцент;
Данилов Иван Николаевич - к.т.н., доцент;
Бакиров Федор Гайфуллович - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой АТ и Т УГАТУ;
Трушин Владимир Алексеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;
Цирельман Наум Моисеевич - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор кафедры АТ и Т УГАТУ;
Габбасов Урал Габбасович - к.т.н., доцент;
Михайлов Вячеслав Дмитриевич - к.т.н., доцент;
Никитин Рафаэль Владимирович, - к.т.н., доцент;
Сабуров Игорь Сергеевич, - к.т.н., доцент;
Хисаев Инис Абзалович, - к.т.н., доцент;
Киселев Евгений Александрович - зав. лабораторией;
Гареев Радик Гайнутдинович - инженер, зав. лабораторией;
Гришин Юрий Аркадьевич - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н., профессор кафедры МГТУ им. Баумана;
Березин Сергей Романович, - инженер, аспирант, впоследствии д.т.н., ведущий научный сотрудник ЦИАМ, профессор кафедры общей физики и математики УГАТУ;
Смирнов Александр Александрович – зав. лабораторией;
Никонова Любовь Александровна, - методист.
В дальнейшем на кафедре работали следующие преподаватели:
Середа Николай Васильевич, - к.т.н., доцент;
Хамидуллин Анвар Карамуллович, - к.т.н., доцент;
Ваисов Накип Мидхатович, - к.т.н., доцент;
Валиев Шамиль Зуфарович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.э.н., профессор;
Вахитов Юрий Рашитович, - к.т.н., доцент;
Борисов Александр Олегович, - к.т.н., доцент;
Еникеев Рустэм Далилович, - к.т.н., доцент, впоследствии д.т.н., профессор, заведующий кафедрой;
Галиев Радик Ахсанович, - к.т.н., ст. преподаватель;
Галиуллин Валерий Кимович, - к.т.н., ст. преподаватель;
Рудой Игорь Борисович, - к.т.н., доцент;
Загайко Сергей Андреевич, - к.т.н., доцент;
Гуняков Роман Анатольевич, - к.т.н., доцент;
Хисматуллин Камиль Амирович, - к.т.н., ст. преподаватель;
Дударева Наталья Юрьевна, - д.т.н., профессор;
Черноусов Андрей Александрович, - к.т.н., доцент;
Гарипов Марат Данилович, - д.т.н., профессор.
В настоящее время кафедра ведет подготовку:
1) бакалавров по направлению подготовки высшего образования 13.03.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Двигатели внутреннего сгорания». Срок обучения – 4 года, очная форма и 5 лет - заочная.
2) магистров по направлению подготовки высшего образования 13.04.03 «Энергетическое машиностроение», профиль «Проектирование и моделирование поршневых и комбинированных двигателей». Срок обучения – 2 года.
3) Инженеров по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Автомобильная техника в транспортных технологиях». Срок обучения – 5 лет.
На кафедре ведется подготовка специалистов высшей квалификации. Подготовлено около 20 кандидатов технических наук, два выпускника кафедры защитили докторские диссертации. Сегодня коллектив преподавателей кафедры составляет 18 человек. Кафедра располагает учебно-научными лабораториями, в которых ведется учебная и научная работа, работают 7 студенческих научно-исследовательских лабораторий и 2 студенческих конструкторских бюро.
Краткая историческая справка
1932 г. - Создается Рыбинский авиационный институт (РАИ).
1941 г. - РАИ перебазируется в Уфу.
1942 г. - РАИ переименовывается в Уфимский авиационный институт. Создается моторостроительный факультет (МФ).
1946 г. - МФ переименовывается в факультет авиационных двигателей.
1958 г. - Создаются кафедры Теории авиационных двигателей и Конструкции авиационных двигателей.
1968 г. - В составе кафедры Конструкции авиационных двигателей образован сектор ДВС.
1972 г. - Из кафедры Конструкции авиационных двигателей выделена кафедра Двигатели внутреннего сгорания. Кафедру возглавляет Р.Х. Каримов.
1973 г. - Первый выпуск инженеров-механиков по двигателям внутреннего сгорания.
1974 г. - Первый выпуск вечернего отделения.
1979 г. - Открыта аспирантура.
1982 г. – Кафедру возглавляет Б.П. Рудой.
1984 г. - Начато обучение по разработанной на кафедре Функционально-целевой технологии подготовки специалистов.
1991 г. - Открыта докторантура.
1993 г. - Переход на многоуровневую систему образования.
1997 г. - Первый выпуск бакалавров.
1999 г. - Первый выпуск магистров.
2001 г. - Кафедра признана лучшей кафедрой ДВС в системе министерства образования РФ.
2006 г. - Кафедру возглавляет Р.Д. Еникеев.
2008 г. - Кафедра становится одной из базовых в составе учебно-научно-инновационного центра «Проектирование и эксплуатация двигателей и энергоустановок», созданного в рамках Инновационной образовательной программы.
2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов», профиль «Организация и безопасность движения».
2011 г. - Кафедра начинает подготовку бакалавров в филиале УГАТУ в г. Ишимбай.
2015 г. - Создается инновационная компания, ООО "Двигатели для авиации", состоящая из сотрудников и выпускников кафедры ДВС.
2015 г. - Создается СКб "Формула студент" при кафедре ДВС.
2017 г. - Кафедра выигрывает грант в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»
2019 г. - На кафедре защищается первая женщина-доктор технических наук по специальности "Нанотехнологии и наноматериалы"
2021 г. - Кафедра начинает подготовку инженеров по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Автомобильная техника в транспортных технологиях».