В постиндустриальном обществе ведущей является инновационная деятельность. Инновация – это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Определяющим фактором инновации является появление крупных открытий и изобретений, развитие изобретательства и рационализации. Непрерывно возрастает цена специалистов, умеющих принимать рациональные решения в нестандартных ситуациях. Понимание этих обстоятельств побудило кафедру к разработке и использованию оригинальной технологии подготовки специалистов.
Дать студенту не только знание, но и возможность в период обучения оценить свой творческий потенциал, способствовать его проявлению, получить начальные навыки исследовательской, инновационной деятельности.
Решающее значение придается индивидуальной исследовательской работе, развитию умения решать нестандартные задачи. Тема исследовательской работы, а также научный руководитель, выбираются каждым студентом на первом курсе. Результаты индивидуального исследования оформляются на заключительном этапе обучения в виде выпускной квалификационной работы.
Учитывая достаточно большую учебную составляющую в обязательном решении нестандартной задачи, кафедра широко практикует задание студентам рискованных поисковых задач. Учеба в вузе – единственный период в сознательной жизни человека, когда он может рисковать, не рискуя в достижении жизненных целей.
Особое внимание уделяется усвоению первооснов специальности, что проявляется в системе контроля знаний.
Технология предполагает самоанализ студентом своей творческой деятельности, умение самостоятельно работать с источниками информации. В процессе обучения формируются, также, навыки представления и защиты принятых решений путем общения с консультантом и выступления на студенческих и научных конференциях.
Примерное распределение работ по семестрам:
1. Выбор темы исследования, ознакомление с научно-технической литературой. Составление предварительного общего плана работы с научным консультантом.
2. Продолжение изучения научно-технической литературы, ознакомление с патентными и периодическими источниками информации, составление библиографии по теме исследования. Написание реферата. Уточнение плана работ.
3. Анализ литературных источников, составление технического задания на исследовательскую работу, проведение необходимых исследований, формулирование задания на разработку математической модели.
4. Продолжение исследовательской работы в соответствии с планом, составление математической модели, постановка модели на ЭВМ. В период вычислительной практики работа над математической моделью, отладка ее на ЭВМ, проведение расчетов.
5. Уточнение темы индивидуальной исследовательской работы в соответствии с выбранным циклом специальных дисциплин. Корректировка плана работы и технического задания. Проведение исследовательских работ, уточнение и развитие математической модели.
6. Разработка чертежей экспериментальной установки. Подготовка и проведение экспериментальных исследований. Продолжение теоретических работ. В период ознакомительной практики работа над доводкой экспериментальных установок, проведение исследований.
7. Продолжение теоретических и экспериментальных исследований.
8. Обработка результатов исследований. Подготовка материалов для эскизного проектирования. Оформление результатов работ в соответствии с требованиями к выпускной работе бакалавра. Защита выполненной работы в ГАК или в кафедральной комиссии.
9. Разработка эскизного проекта. Сборка и отладка экспериментального изделия или установки. В период преддипломной практики разработка технического проекта. Сборка и доводка макета (экспериментального образца изделия, установки, программного продукта и т.д.). Проведение заключительных исследований.
10. Дипломное проектирование. Проведение работ в соответствии с требованиями к дипломному проекту. Оформление дипломного проекта и защита в ГЭК.
9 - 12. Проведение исследований по теме, оформление магистерской диссертации.
Цели контроля:
1. Контроль уровня усвоения студентом базовых знаний по отдельным дисциплинам, умение увязывать материал различных дисциплин при решении задач индивидуального исследования и степени развития у него качеств, определенных в целях ФЦТПС.
2. Оперативное управление организацией учебного процесса.
Критерии оценки
1. Наличие у студента минимальных знаний и умений по данной дисциплине или группе дисциплин, достаточных для выполнения функций специалиста или продолжения образования (в зависимости от года обучения, на котором производится контроль).
2. Деловая и творческая активность при решении индивидуальной задачи.