В рамках проекта ИАТМ «Из первых уст» состоялась встреча студентов и преподавателей университета с заместителем технического директора ПАО «Кузнецов» (г.Самара) В.Ю.Холоповым и главным металлургом А.Н.Чаликовым.
ПАО «Кузнецов» является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли, энергетике.
В своем выступлении В.Ю. Холопов рассказал об истории, сегодняшнем дне объединения и перспективах его развития. Свою историю предприятие ведет с 1912 года. Первоначально завод находился в г. Москве и осуществлял сборку французских авиационных двигателей, которые устанавливались на самолетах «Фарман», «Ньюпор» и самолётах отечественных конструкций.
В 1926 году создан поршневой двигатель М-11 конструкции А.Д.Швецова для самолёта У-2 (По-2). Это был первый серийный отечественный двигатель для легкомоторной авиации.
В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34 и его модификаций конструкции А.А.Микулина. В то время он являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Его устанавливали на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25, на которых прославленные лётчики Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев и другие установили немало выдающихся рекордов.
В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев и в кратчайшие сроки освоил производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2.
В годы Великой Отечественной войны было выпущено более 43 тысяч двигателей для самолетов Ил-2, Ил-10, МиГ-1, МиГ-3.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. предприятие запустило в серийное производство турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции В.Я.Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17.
В 1954 году был изготовлен первый турбовинтовой двигатель НК-12. На двигателях НК-12 и его модификациях летали военные самолёты Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирский Ту-114, военно-транспортный Ан-22 «Антей», продолжают летать Ту-95 МС и модификации Ту-142.
В 1960–1980-е годы коллектив предприятия участвовал в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 ОКБ А.Н. Туполева, на котором устанавливались серийные двигатели НК-144А. В этот же период начато серийное производство двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков Дальней авиации России (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3). В начале 1980-х годов освоено серийное производство двигателя НК-32 для стратегического бомбардировщика Ту-160.
В конце 1957 года началась космическая история предприятия. Здесь выпускались и выпускаются жидкостные ракетные двигатели. Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» запущены с помощью ЖРД серийного производства предприятия.
В 1960-х годах при активном сотрудничестве коллективов С.П.Королёва и Н.Д.Кузнецова были созданы ЖРД для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. В этот период был разработан и начато серийное производство двигателей Н-33, которому и сейчас нет равных в мире. Его модификации и в наши дни успешно экспортируются в США. У нас в стране они используются для вывода на орбиту ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».
Накопленный опыт авиационного и космического двигателестроения используется и для наземного оборудования. Предприятие выпускает двигатели НК-37 мощностью 25 МВт для привода электрогенератора промышленных электростанций. По заказу ОАО «Российские железные дороги» создана энергетическая установка для магистрального грузового газотурбовоза. При эксплуатационных испытаниях газотурбовоза, был установлен рекорд: провоз грузового состава весом 15000 тонн, состоявшего из 159 вагонов. Ни один из современных локомотивов не может доставлять поезда такого веса.
Интересно, что в дни сочинской Олимпиады на стадионе «Фишт» непрерывно поддерживал Олимпийский огонь модуль горелочного устройства, созданный инженерами и рабочими ПАО «Кузнецов».
Сегодня объединение представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у клиента (заказчика). Предприятие имеет все виды лицензий, предусмотренных российским законодательством на ведение деятельности по созданию авиационных, ракетных и индустриальных двигателей и проведению необходимых работ по обеспечению производства.
Однако, одна из проблем, стоящих сегодня перед предприятием, – это старение кадров. Предприятие остро нуждается в молодых квалифицированных специалистах. Для них сегодня существуют все условия для быстрого профессионального и карьерного роста.
А.Н.Чаликов, выпускник УГАТУ 2007 года, работает сегодня главным металлургом объединения. Главному технологу – 27 лет, главному сварщику – 35. О высоком уровне подготовки выпускников УГАТУ руководители предприятия знают не понаслышке. Управляющий директор предприятия С.П. Павлинич - сам выпускник УАИ, много лет проработал в ПАО «УМПО». По совместительству он сегодня заведует кафедрой машин и технологии литейного производства нашего университета.
Предприятие готово сегодня принимать на работу не только выпускников ИАТМ, но и других факультетов УГАТУ. Для адаптации молодых специалистов разработана программа их материальной и социальной поддержки, предполагающая в числе прочего содействие в обеспечении жильем.
Представители предприятия пригласили студентов УГАТУ на экскурсию. Первая планируется уже в зимние каникулы, в дальнейшем предполагается сделать их постоянными.
Предприятие планирует заключать со студентами старших курсов договоры о целевом обучении, выплачивая им дополнительные стипендии, предоставлять темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Предполагается расширение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторско-технологических работ.
Проект «Из первых уст» наряду с программой «Промышленный туризм в УГАТУ» не только содействует трудоустройству выпускников ИАТМ, но и становится фактически одной из внеаудиторных форм учебного процесса. Благодаря им студенты знакомятся с продукцией, технологиями, оборудованием, системами организации производства на лучших предприятиях страны, первоочередными проблемами, требующими современных инженерных решений.
А.НИКИН, зам. директора ИАТМ
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.