Сведения об ОО

В преддверии Дня российской науки мы вспоминаем наших известных выпускников, преподавателей, ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественной науки, производства и высшей школы.

Главный конструктор Уфимского опытно-конструкторского бюро (далее ОАО «Научно-производственное предприятие «Мотор»), Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук Сергей Алексеевич Гаврилов занимает видное место в замечательной плеяде выдающихся конструкторов авиационных двигателей XX столетия. Профессор С.А. Гаврилов в течение пяти лет возглавлял кафедру конструкции авиационных двигателей нашего вуза.

Он родился 20 сентября 1914 года в г.Иваново-Вознесенске (ныне город Иваново) Владимирской губернии. Свою трудовую деятельность начал в 1934 году после окончания Рыбинского авиационного техникума на авиамоторном заводе № 26 (г. Рыбинск).   В 1940 году окончил с отличием вечернее отделение Рыбинского авиационного института. С началом войны вместе с Рыбинским заводом был эвакуирован в Уфу и назначен руководителем конструкторской группы СКБ Уфимского моторостроительного завода № 26, а затем – начальником СКБ.

В 1955 году УМЗ было поручено организовать серийный выпуск турбореактивного двигателя РД-9Б для первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Для решения этой масштабной задачи на заводе было создано опытно-конструкторское бюро «ОКБ-26» (позже ОАО «НПП «Мотор»).  Сергей Алексеевич был назначен заместителем главного конструктора, с 1962 года С.А.Гаврилов – главный конструктор.

Его конструкторская деятельность, сопряженная с постоянным решением сложнейших вопросов проектирования, доводки серийного производства, эксплуатации, органично включала в себя привлечение ученых отраслевых институтов.  Постоянный творческий контакт у главного конструктора, как заведующего кафедрой Уфимского авиационного, был с профессорско-преподавательским составом нашего технического вуза. Научные коллективы и лаборатории УАИ-УГАТУ были активными участниками решения сложнейших новаторских задач. 

На посту главного конструктора Сергей Алексеевич проработал больше 20 лет. Под его руководством были спроектированы, изготовлены опытные образцы и прошли доводку 22 двигателя, из которых 14 выпускались серийно на УМЗ (ныне ПАО «ОДК-УМПО»).  Выдающийся авиаконструктор, ученый, системный организатор и мудрый Учитель, он создал большой квалифицированный творческий коллектив, способный проектировать и доводить самые сложные авиационные и ракетные двигатели.

Из воспоминаний коллег – преподавателей университета:

- Доктор технических наук, профессор С.А.Гаврилов в течение пяти лет возглавлял кафедру конструкции авиационных двигателей УАИ. Он серьезно занимался укреплением материальной базы вуза, приобрел для УАИ современную по тем временам ЭВМ, способствовал получению авиационных двигателей для кабинета конструкции, организовал ремонт помещений. Он всемерно способствовал проведению научных исследований на кафедре, и объем НИОКР был довольно большим.

С.А.Гаврилов был достаточно жестким человеком и умел принимать волевые решения. Однажды на этапе доводки двигателя начала отказывать система автоматического управления. Обладая необычайной интуицией и богатым опытом, дал команду, как исправить ситуацию. Однако ведущий конструктор возразил, что это противоречит закону Ома. На что С.А.Гаврилов, рассердясь, заявил: «Я здесь закон Ома!». И система начала работать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Доцент А.Я. Надыршин

 

- Иногда свою лекцию студентам я начинал с фразы С.А.Гаврилова: «Прежде чем, решать, как делать что-то, подумай, а нужно ли это делать вообще». Иногда нам казалось, что задача главного конструктора состоит в том, чтобы сдерживать необузданную фантазию молодых конструкторов. Однако на поверку выходило, что он прав. Принимать ответственное решение – большая смелость, ведь за плечами главного конструктора – большой коллектив, их семьи, тут нет права на ошибку. Не каждый может взвалить на себя груз ответственности, причем не только за себя. Сергей Алексеевич умел это делать ежедневно и ежечасно.

Высказывания Сергея Алексеевича давно стали крылатыми для нас, его учеников и молодых коллег – насколько они точны и искрометны. Так, в начале дела надо провести, как сейчас говорят, маркетинговые исследования, поэтому С.А.Гаврилов повторял: «Не надо изобретать велосипед!» Или предостерегая от поспешных выводов, говорил: «Не верь всему, что написано на заборе!»

Двигателям крылатых ракет С.А.Гаврилов посвятил большую часть своего творческого пути. Он много времени провел на заводах, аэродромах, полигонах, вникая в тонкости. Был хорошим знатоком радиотехники, здесь сам мог рассказать, показать, сделать.

Конечно, он мог и не знать всех деталей теории, конструкции, технологии. Зато он умел выслушать всех, проанализировать и сделать правильный вывод, который каждый из специалистов в отдельности сделать не может. Это талант руководителя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Профессор Х.С.Гумеров

 

Управление медиакоммуникаций




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Зеленый проект УГАТУ объявляет сбор макулатуры

Киберспортсмены республики объединились в большое комьюнити

Ученые УГАТУ вносят достойный вклад в разработку двигателя «Суперджет 100» второго поколения

13 февраля продолжатся занятия в бесплатной Воскресной математической школе УГАТУ в очном формате

Поздравление ректора УГАТУ Сергея Новикова с Днем российской науки

Заключительный этап Открытой химической олимпиады по химии

IX Уральские научные чтения: «Наука – образование – экономика: новые тренды и риски»

В День российской науки – о наших выдающихся выпускниках

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму