Первая пробежка
Начались испытания созданного с участием студентов и ученых УГАТУ гибридного двигателя для электролета
Как и планировалось, 5 февраля в Новосибирске стартовал первый этап наземных отработок с демонстратором гибридной силовой установки, оснащенной электродвигателем мощностью 500 киловатт. Первый в России гибридный двигатель для электрического самолета установлен на борту летающей лаборатории Як-40, которая создана усилиями нескольких научных коллективов.
Один из трех двигателей самолета, которые располагаются в хвостовой части, заменен на турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором, разработанным Уфимским государственным авиационным техническим университетом совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова.
В носовой части летающей лаборатории установлен электродвигатель, использующий эффект высокотемпературной сверхпроводимости и криогенную систему, который создали в ЗАО «СуперОкс» по заказу Фонда перспективных исследований. Концепция летающей лаборатории на базе Як-40 принадлежит специалистам Сибирского научно-исследовательского института имени Чаплыгина.
Как рассказал участник испытаний, руководитель НИИ электротехнических комплексов и систем кафедры электромеханики УГАТУ Вячеслав Вавилов, самолет с включенным питанием электродвигателя совершил пробежку по взлетно-посадочной полосе. Это было необходимо для проверки работоспособности силовых установок летательного аппарата, его систем и оборудования при движении по земле.
Первый этап подтвердил правильность выбранных технических решений и корректную совместную работу авиационного оборудования и электродвигателя. Исследованы условия электромагнитной совместимости бортового и сверхпроводникового оборудования, основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой.
Полученные данные получат дальнейшее развитие в технологиях создания двигателей и электроэнергетических комплексов для полностью электрических самолетов и вертолетов.
Ученые и студенты под руководством заведующего кафедрой электромеханики УГАТУ, профессора Флюра Исмагилова давно и успешно работают в этой области. С 2018 года работа идет в рамках госконтракта с Министерством промышленности и торговли РФ.
УГАТУ обладает ключевыми компетенциями в области создания электрических машин нового поколения для авиации по траектории «Более электрический самолет – Гибридный электрический самолет – Полностью электрический самолет». Вуз всецело отвечает за выполнение этого проекта в рамках Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня.
- Первая пробежка – это большой успех в разработке российского электролета, - прокомментировал событие в Новосибирске ректор УГАТУ Сергей Новиков. – Испытания показали, что наши ученые – на верном пути. Очень важно, что в создании техники и технологий будущего плечом к плечу с ними трудятся студенты. Думается, это отличная гарантия их успешного трудоустройства после окончания университета.
Управление медиакоммуникаций УГАТУ
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.