В канун 77-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы продолжаем публикацию серии очерков, посвященных вкладу УГАТУ в Великую Победу:
Конец 20-х – начало 30-х гг. XX в. были ознаменованы бурным развитием авиационной науки и техники. Наша страна, восстановив разрушенную в годы Первой мировой и Гражданской войн экономику, перешла к новому этапу развития – реконструкции народного хозяйства, проведению в жизнь программы индустриализации. В этот период формируются первые в СССР самостоятельные конструкторские бюро, начинает развиваться опытное строительство и серийное производство отечественных самолетов. В годы первых пятилеток были введены в строй самолетостроительные заводы в Горьком, Воронеже, Казани, Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, авиамоторостроительные заводы – в Воронеже, Казани, Перми.
Одним из крупнейших первенцев авиационной промышленности страны являлся Рыбинский авиационный моторостроительный завод. В 1916 г. в Рыбинске началось строительство автозавода «Русский Рено». В 1918 г. он был национализирован, занимался ремонтом автомобилей, а в 1924 г. передан Авиатресту как Государственный завод № 6, с 1925 г. – завод № 26. В 1928 г. начат выпуск первой серии 12-цилиндровых поршневых бензиновых двигателей водяного охлаждения «М-17» для самолѐтов-разведчиков «Р-5» и тяжѐлых бомбардировщиков «ТБ-1» и «ТБ-3», производился ремонт и испытание авиамоторов «Лорен-Дитрих».
В начале 30-х гг. в СССР широким фронтом шло укрепление научно- исследовательской, опытно-конструкторской и производственной базы авиационной промышленности. Были образованы Центральный институт авиационного моторостроения, Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов, новая, более мощная экспериментальная база сооружена в Центральном аэрогидродинамическом институте. В Москве, Харькове, Казани, Новочеркасске были основаны авиационные институты.
По решению правительства факультет авиамоторостроения Новочеркасского авиационного института был перебазирован в город Рыбинск и по инициативе директора Рыбинского моторостроительного завода Г. Н. Королева, поддержанной Ярославским обкомом партии и Главным управлением авиапромышленности Наркомтяжпрома СССР, преобразован в Рыбинский авиационный институт (РАИ). В приказе по Главному управлению авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР от 11 июля 1932 г., подписанном начальником Глававиапрома П. И. Барановым, отмечалось: «Придавая исключительно важное значение подготовке технических кадров для растущей авиационной промышленности Союза, в частности, авиационного моторостроения, приказываю: организовать в г. Рыбинске авиационный институт под наименованием «Рыбинский авиационный институт (РАИ)». В этом же приказе указывались специальности, по которым институт должен вести подготовку авиационных инженеров, определялся контингент студентов на 1932 год в количестве 800 человек: из Новочеркасского авиационного института – 250, его Рыбинского филиала – 150, за счет осеннего набора – 400 человек.
В соответствии с приказом завод передал вузу одно из крупнейших и красивейших в городе зданий – Дом науки и техники (бывшее коммерческое училище), 48-квартирный жилой дом, оборудование, образцы авиационной и другой техники для создания учебно-лабораторной базы, фонд учебной и научной литературы. В учебном корпусе к началу первого учебного года было оборудовано 12 аудиторий, 5 комнат для лабораторий и 9 для учебных кабинетов, чертежный зал. Для проведения лабораторных занятий сначала были оборудованы лаборатории химии, физики, материаловедения. Для оборудования лаборатории кафедры сопротивления материалов завод выделил прессы для испытаний на разрыв, на твердость, на микротвердость. В ходе учебного процесса широко использовалась заводская лаборатория механических испытаний. Для учебы во вновь созданном институте из Новочеркасска прибыли студенты первого, второго и третьего курсов, а также группа студентов четвертого курса Московского авиационного института. 112 студентов на первый курс приняли в Рыбинске.
Из Новочеркасского авиационного института, МАИ и других вузов страны на постоянную работу в Рыбинск переехали профессор А. М. Брезгунов, возглавивший кафедру и лабораторию литейного дела, исполняющие обязанности профессора Н. Г. Кувыркин, назначенный заведующим кафедрой математики, А. Я. Персидский, руководивший кафедрой электротехники и черчения, а также доценты В. К. Покровский (зав. кафедрой химии), И. А. Березин (зав. кафедрой конструкции двигателей), О. Н. Двукраева (зав. кафедрой общественных наук), П. И. Орманов (зав. кафедрой моторостроения) и другие. На начало 1933 г. в институте трудились 32 преподавателя, в том числе один профессор, 3 исполняющих обязанности профессоров и 8 доцентов17.
Руководство института прилагало немалые усилия по привлечению специалистов авиационного профиля. Первоначально по ряду дисциплин лекции читались приезжими из Москвы профессорами и преподавателями. Важную роль играло приглашение крупных ученых и специалистов из ведущих вузов для руководства кафедрами, чтения лекций студентам и преподавателям, руководства государственными экзаменационными комиссиями. Заведующий кафедрой теории авиационных двигателей Московского авиационного института, профессор А. В. Квасников возглавлял в Рыбинске кафедру авиационных двигателей, профессор Московского дирижаблестроительного института Е. Б. Лунц – кафедру сопротивления материалов. Заместитель директора Казанского авиационного института по научной и учебной работе, доцент А. В. Сивай в 1934–1941 гг. работал в РАИ заведующим кафедрой технологии авиадвигателей, деканом отделения холодной обработки металлов. Заместитель директора Уральского госуниверситета по научной и учебной работе, заведующий кафедрой теоретической механики, доцент В. Г. Рубинштейн прибыл в РАИ в 1936 г. Он был назначен заместителем директора института по учебной и научной работе, заведующим кафедрой деталей машин и теории механизмов. Директор Казанского авиационного техникума З. Г. Гординский в 1934 г. был направлен в Рыбинск директором авиаинститута. В институт также были приглашены опытные работники авиационной промышленности – начальник инструментального цеха Рыбинского моторостроительного завода И. Я. Семеновский, инженер С. И. Земляков, преподаватели из учебных заведений Рыбинска – А. В. Лучинский, Н. А. Головкин, А. Е. Савельев и другие.
Институт осуществлял подготовку инженеров по двум специальностям: авиамоторостроение и технология механической обработки металлов. В 1934 г. состоялся первый выпуск авиационных специалистов. Семь инженеров-технологов по специальности «Холодная обработка металлов» – А. С. Ануфриев, Н. М. Бондарев, Д. А. Дершов, И. Я Сердюков, А. В. Семенков, Т. М. Мамоненко и И. М. Тарасов – получили дипломы и пополнили ряды инженерно-технических работников Рыбинского моторостроительного завода19.
В последующие годы выпуск специалистов стал регулярным. В 1935– 1936 гг. на завод пришли подготовленные институтом первые инженеры по специальности «Авиамоторостроение». Они усилили состав конструкторского бюро завода, возглавляемого В. Я. Климовым, способствовали улучшению его деятельности по разработке авиадвигателей «М–100», «М–103», «М–105» и др. Самый большой выпуск в РАИ был осуществлен в 1937 г., когда дипломы были вручены 138 молодым специалистам. Распределение инженеров этого выпуска проводило Главное управление авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР.
Одновременно с подготовкой инженерных кадров в институте велась научно-исследовательская работа. В июне 1933 г. на имя директора РАИ Н. И. Душинова из Наркомата тяжелой промышленности СССР пришло письмо, в котором указывалось: «Согласно установке начальника Глававиапрома тов. Баранова при авиаинститутах необходимо создать опытно-конструкторские бюро с задачей развертывания конструкторских работ по самолето- и моторостроению с привлечением к этой работе профессорско-преподавательских и студенческих коллективов». В РАИ работу по организации опытно-конструкторского бюро возглавляли доценты И. А. Березин и П. И. Орманов. В созданном в 1933 г. ОКБ большая группа студентов занималась созданием двигателей для легкомоторной авиации, аэросаней, различных стендов, установок, учебно-наглядных пособий. В 1935 г. студенты участвовали во Всесоюзном конкурсе таких двигателей. Научно-исследовательские работы по договорам в интересах моторостроительного завода и других предприятий вели преподаватели кафедр конструкции авиационных двигателей, общей технологии. Однако в силу малочисленности штата преподавателей высшей квалификации, слабой материальной базы и оснащения лабораторий кафедр, институт был не в состоянии проводить серьезные научно-исследовательские работы, что сдерживало подготовку новых научно-педагогических кадров высшей квалификации.
Студенты-авиаторы активно проводили сбор средств на строительство агитационного самолета «АНТ–20» «Максим Горький». По инициативе комсомольцев института в Рыбинске была создана летная школа, преобразованная затем в аэроклуб. По соседству с поселком Кстово на пригородном поле площадью 180 га был построен аэропорт «Рыбинск – Южный». Руководство завода № 26 имени Павлова приобрело два самолета «У–2» и два с половиной десятка лучшего по тем временам летного обмундирования. Аэроклуб дал путевку в небо сотням летчиков, планеристов, парашютистов. В годы Великой Отечественной войны 18 выпускников аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза, а трое бывших курсантов повторили подвиг Николая Гастелло.
Комсомольская организация института была инициатором проведения академических конкурсов, олимпиад, создания технических кружков: аэросанного, глиссерного, планерного. Их организаторами и подлинными энтузиастами были В. Панкратов, Н. Квашнин, А. Кривко и др. Лучшие студенты поощрялись: их фотографии вывешивались на стенде «За отличную успеваемость». Профсоюзный комитет выделял средства на организацию экскурсий в Москву, Ленинград, другие города, где отличники учебы и активисты знакомились с историческими и культурными памятниками, встречались со студентами родственных вузов. Особенно частыми были встречи со студентами Московского авиационного института.
Отличная художественная самодеятельность, в которой участвовал каждый четвертый студент, особенно привлекала драматическим кружком, хором, балетной группой, оркестром народных инструментов, руководимым студентом Б. А. Большаковым. Драмкружок поставил спектакли «Любовь Яровая» К. А. Тренева и «Женитьба» Н. В. Гоголя. Самодеятельные артисты выступали не только в своем клубе, но и в студенческих и рабочих клубах Рыбинска, Ярославля, Москвы. В университете культуры при институте читался обширный курс лекций по истории науки и техники. Культурно-эстетическое совершенствование студенческой молодежи было неразрывно связано с их физическим и военно-патриотическим воспитанием. В институте была создана необходимая спортивная база – имелись хорошо оборудованный спортивный зал, спортплощадки. Физкультурно-спортивной работой в институте руководил чемпион страны по классической борьбе В. С. Бацкевич. Каждый третий студент занимался в спортивной секции. Хорошо выступали в первенствах города хоккейная и футбольная команды, лыжники и волейболисты. Неоднократным чемпионом Рыбинска по лыжам становился студент В. Масленников. В предвоенные годы все студенты являлись членами общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим), осваивали курс противовоздушной и противохимической обороны, многие приобретали военные специальности. По постановке оборонно-массовой работы институт в 1939 г. занял первое место среди вузов Наркомата тяжелой промышленности СССР.
Большое внимание в институте уделялось организации отдыха студентов и сотрудников. «Запомнилось на всю жизнь время, проведенное в институтском доме отдыха в местечке «Большие Высока» на Волге, организованном дирекцией и общественными организациями в 1937 г., – вспоминал Ю. Д. Лигский, – незабываемые пешие и лодочные прогулки, молодежные вечера с любимыми песнями, купания в красавице Волге». При институте работали столярная и сапожная мастерская, издательство, был сформирован летно-учебный отряд. Библиотека института, возглавляемая Л. Н. Касимовой, стала одной из лучших библиотек Рыбинска.
К концу 30-х годов Рыбинский авиационный институт представлял собой хорошо обустроенный и оснащенный по стандартам того времени вуз, располагавший необходимым аудиторным фондом, лабораториями, кабинетами и мастерскими для организации учебного процесса и научно-исследовательской работы. В 1940 г. в институте действовали 17 кафедр: марксизма-ленинизма (зав. кафедрой Б. З. Мушин), политической экономии (Р. З. Голованева), математики (А. В. Лучинский), физики (С. С. Бобов), теоретической механики (А. Е. Савельев), графики и начертательной геометрии (С. В. Розов), сопротивления материалов (А. А. Ершов), химии (В. А. Покровский), прикладной механики (В. Г. Рубинштейн), тепловых двигателей (И. А. Березин), общей технологии (А. М. Брезгунов), станков (И. А. Базилевич), специальной технологии (А. В. Сивай), электротехники (А. Я. Персидский), конструкций авиадвигателей (П. И. Орманов), инструментов и теории резания (И. Я. Семеновский), авиаци- онного материаловедения (Г. А. Корганов), Всего в институте насчитывалось 60 штатных преподавателей, в том числе один профессор (А. М. Брезгунов) и десять кандидатов наук, доцентов. В числе преподавателей были выпускники Рыбинского авиационного института И. А. Болотовский, Г. С. Бочаров, Л. И. Иванов, И. И. Каталев, С. И. Куликов, М. П. Новиков, К. П. Москалев, Н. В. Подгорнов, А. Ф. Попов и другие
За предвоенные годы Рыбинский авиационный институт подготовил для авиационных заводов, конструкторских и научно-исследовательских организаций 568 авиационных инженеров различного профиля, внеся тем самым свой весомый вклад в создание кадровой базы для широкого развития авиационной промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной вой- ны26.
Накануне войны газета «Рыбинская правда» писала: «РАИ – молодой институт. Но из года в год он обеспечивает выпуск высококвалифицированных специалистов. Мы имеем о них только хорошие отзывы. Многие из них за выдающиеся заслуги перед страной уже награждены орденами и медалями Союза ССР».
Дальнейшее становление и развитие Рыбинского авиационного института было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. Немецкое командование, осуществляя план «Барбаросса», любой ценой стремилось захватить Москву. Город Рыбинск попадал в зону наступления немецких армий. Генерал- полковник Франц Гальдер в своем военном дневнике, начиная с конца июля 1941 г., почти ежедневно упоминал Рыбинск. 19 ноября 1941 г. он записал, что «операции в районе Москвы должны иметь целью полное уничтожение вражеских дивизий, а не фронтальное оттеснение противника. Конечная цель – выход на рубеж Ярославль, Рыбинск (а возможно, Вологда) …».
В первый день войны указом Президиума Верховного Совета СССР в Ярославской области было введено военное положение.
Продолжение следует.
Из книги «Вклад УГАТУ в Великую Победу». Составители У.Б. Гайсин, М.А.Филимонов, А.Б.Столь. Под редакцией кандидата экономических наук С.В.Новикова.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.