Знаете ли вы, что в 1974 году Уфимский авиационный институт посетили и встретились с коллективом Герои Социалистического Труда: министр авиационной промышленности П.В. Дементьев и выдающиеся авиационные конструкторы А.А. Туполев и В. М. Мясищев.
А десять лет назад, в 2012 году сошлось несколько юбилейных дат, на первый взгляд не очень связанных между собой. Отметило свое 50-летие Кумертауское авиационное производственное предприятие, ведущее в нашей стране и мире по производству вертолетов фирменной «камовской» двухвинтовой соосной схемы и, где основной костяк инженерных кадров – выпускники нашего вуза. В сентябре отмечалось 110-летие со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора В.М.Мясищева. А 26 мая исполнилось 30 лет со дня первого успешного полета высотного боевого самолета М-17, созданного в ОКБ В.М. Мясищева. Если связь между вторым и третьим событиями очевидна, то что их связывает с башкирским вертолетным заводом?
Рассказывает Сергей Каменев, доцент кафедры АД:
- История эта интересная и драматичная. Дело в том, что первому успешному полету М-17 в мае 1982 года предшествовал неудачный полет 24 декабря 1978 года с заводского аэродрома Воротыновка Кумертауского вертолетного завода. Первую опытную машину собирали и готовили к полету именно в Кумертау. Почему же так случилось, что новейший самолет с большой долей новаторских конструкторских и компоновочных решений строился на непрофильном предприятии и совершал первый полет на неприспособленном аэродроме?
Начало этой захватывающей истории следует отнести к середине 50-х годов прошлого века, когда в разгар холодной войны в США под руководством талантливого конструктора Клэренса Джонсона на фирме «Локхид» был создан высотный самолет-разведчик У-2. До 1960 года эти самолеты самым нахальным образом летали над территорией СССР. Конец шпионским полетам был положен 1 мая 1960 года, когда прямо во время демонстрации на Красной площади Н.С.Хрущеву доложили, что в районе Свердловска ракетой нового отечественного зенитного комплекса С-75 уничтожен самолет-шпион У-2, и более того, его пилот пленен.
С этого дня полеты У-2 над СССР прекратились навсегда. Однако появилась другая проблема: всю территорию СССР начали беспардонно инспектировать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) НАТО. Идея этих аэростатов была «дешевой и сердитой» –наполненная гелием оболочка из тонкой синтетической ткани (что делало аэростат практически радиопрозрачным) дрейфовала со стороны скандинавских стран, используя господствующие над территорией СССР воздушные течения на высотах более 20 км. Советские аналитики обоснованно взволновались: а если в контейнере будет химическое или бактериологическое оружие?
Вот так ОКБ В.М.Мясищева получило задание правительства разработать авиационный комплекс для высотной разведки, а также перехвата автоматических дрейфующих аэростатов.
В.М.Мясищев заслуженно считался одним из самых талантливых конструкторов, способным находить изящные решения самых необычных и сложных задач. Тут был именно такой случай.
Генерал-полковник А.Н.Пономарев, авторитетнейший советский специалист в области авиации, так писал о В.М.Мясищеве и его самолетах: «Дерзновенное новаторство, взгляд даже не в завтра,а в послезавтра авиации. Стремление обогнать время…»
В итоге разработки получился совершенно оригинальный самолет двухбалочной схемы, с крылом очень большого удлинения, с высокими несущими аэродинамическими свойствами. В качестве двигателя был выбран высотный ТРД РД-36-51А, как раз созданный в это время в Рыбинске для Ту-144. Для производства был выбран вертолетный завод в г.Кумертау (требовалась высокая секретность). В 1978 году самолет М-17 был готов.
А далее пошла роковая полоса. 14 октября 1978 года В.М. Мясищев скоропостижно скончался. Это был удар для коллектива. Долго не могли определиться с новым Генеральным, предприятие лихорадило. А тут еще кому-то взбрело в голову совершить первый полет М-17 в качестве подарка ко дню рождения Л.И.Брежнева. Не остановил даже тот факт, что заводской аэродром совершенно не подходил для этого.
Однако 24 декабря 1978 года опытный летчик-испытатель Кир Чернобровкин получил команду приступить к пробежкам. Во время первой забарахлил правый элерон, машину потянуло вбок. Подправили, решили пробежаться еще раз. Неожиданно самолет вновь повело вправо, прямо на сугробы снега, где стояли люди. Пилот был вынужден взять ручку управления на себя, и М-17 легко взмыл в небо!
Но летать-то в этот день не планировали: снег, отсутствие противообледенительной системы, видимость на нуле. В довершение всех бед аэродром не был оборудован посадочной системой. Один заход на посадку пилот выполнил неточно, пошел на второй заход и при выполнении маневрирования столкнулся с холмом в двух км от аэродрома. Погиб летчик-испытатель 1 класса, парашютист-испытатель, мастер спорта СССР, потеряна бесценная опытная машина…
Второй опытный экземпляр самолета в разобранном виде на специальной барже по рекам Белой-Каме-Волге-Оке-Москве был переправлен в г. Жуковский. И уже с полосы ЛИИ им.Громова М-17 совершил первый успешный полет. Испытания показали, какой интересный самолет получился, вот только далось это дорогой ценой!
На счету М-17 «Стратосфера» - 25 мировых рекордов. Сейчас он находится в музее авиации в подмосковном Монино.
Наши студенческие делегации не раз посещали завод им. В.М.Мясищева в г. Жуковском и музей авиации в Монино, где разместились легендарные самолеты. В начале 2000-х годов началось активное сотрудничество предприятия с нашим вузом в плане подготовки специалистов. Так что у выпускников УГАТУ появился шанс заглянуть в послезавтра российской авиации.
Э. Ганиева, Управление медиакоммуникаций
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.