В нашем кабинете-музее конструкций авиационных двигателей появился новый уникальный экспонат – двигатель РД-36.
Версия двигателя РД-36-51А была разработана Рыбинским ОКБ-36 (ныне ПАО «ОДК-Сатурн») под руководством главного конструктора Петра Колесова специально для пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144Д.
Двигатель прибыл к нам из Рыбинска по инициативе проректора по инновационной деятельности Георгия Агеева. Но для размещения его в классе конструкций авиационных двигателей потребовалось провести большую подготовительную работу, в которой был задействован коллектив кафедры авиационных двигателей. В результате приложенных усилий двигатель занял свое достойное место в нашем кабинете-музее.
Двигатель этот – уникальный. Его инновационность в том, что это первый в мире газотурбинный двигатель, позволявший самолёту Ту-144 без форсажного режима выходить на сверхзвуковую скорость полёта.
Комментирует доцент кафедры авиационных двигателей УУНиТ Сергей Каменев:
- Двигателей с форсажной камерой сгорания, которые обеспечивают переход через звуковой барьер и выход на сверхзвук, достаточно много, начиная с Миг-19, МиГ-21 и все последующие модификации. А вот выйти на два маха без форсажной камеры сгорания – задача крайне сложная. Но рыбинские специалисты ее решили.
Двигатель прекрасно показал себя на заводских испытаниях, на летающей лаборатории… Но, как это часто бывает, случилась катастрофа с человеческими жертвами, и Аэрофлот отказался от Ту-144. Сам проект самолета и все программы исследований были закрыты.
- Интересно, что сегодня одно из требований к самолетам пятого поколения, будь то новейшие российские истребители Су-57 или американские F-22, F-35 – это полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Поэтому специалисты считают, что рыбинский двигатель, созданный еще в 70-х годах, уже тогда имел признаки двигателя пятого поколения, - говорит Сергей Каменев.
Подчеркнем, что таких двигателей всего с десяток в стране, и все они находятся в музеях. Так что наши студенты теперь будут иметь возможность познакомиться и изучать уникальное «сердце» самолета Ту-144.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.