Передовые инженерные школы призваны перезагрузить техническое образование, объединив компетенции вузов и корпораций. Модель имеет серьезный потенциал для достижения технологического суверенитета страны, считают эксперты.
Сейчас в России разрабатывается «дорожная карта» комплексного развития национальной системы образования до 2036 года. Ключевые результаты национальных проектов станут для этого ориентиром. Эксперты отмечают, что современная инфраструктура, передовые технологии, грантовая поддержка сегодня выступают фундаментом для создания прорывных проектов. Так, к 2030 году в стране будет построено 25 университетских кампусов, а к 2036 — уже 40. На сегодняшний день открыты и работают 940 молодежных лабораторий, 141 вуз из 56 регионов страны участвует в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Передовые инженерные школы создают новую модель подготовки инженеров, где обучение строится в тесной связке с индустриальными партнерами. Таким образом снимается проблема разрыва между компетенциями, полученными в вузе, и ожиданиями предприятий, куда потом придут молодые специалисты.
Модель ПИШ предполагает полноценное партнерство с промышленными компаниями. Совместное проектирование образовательных программ, научных исследований и опытно-конструкторских работ с ведущими промышленными компаниями позволяет устранить разрыв между академическими знаниями и практическими требованиями производства. Такой подход выгоден бизнесу, компании получают на выходе выпускников с понятными навыками и четкими карьерными ориентирами.
Образовательный процесс в ПИШ отличается от классической модели. Доля лекционных часов сокращена в пользу проектной деятельности, стажировок и работы на современном оборудовании. Программы охватывают приоритетные направления: от искусственного интеллекта и электроники до авиастроения и биотехнологий. Представители компаний выступают как наставники и руководители дипломных проектов.
Такой подход дает выпускнику ключевое преимущество на рынке труда: подтвержденный опыт выполнения реальных заказов для работодателя является лучшим доказательством квалификации. При этом ПИШ — не изолированная инициатива, а часть единой государственной политики в сфере образования и технологического развития.
В ПИШ показывают практические результаты, выходящие за рамки академической среды. Студенты и исследователи инженерных школ в партнерстве с промышленными предприятиями разрабатывают технологии и продукты, которые решают конкретные производственные задачи реального сектора экономики.
Так, специалисты ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) завершили проект по модернизации тягового электродвигателя для 240-тонного карьерного самосвала «БелАЗ». Задача требовала срочного решения: увеличить мощность двигателя, сохранив его прежние габариты. «Ребята из УУНиТ очень оперативно пересчитали машину под наши требования. Опытные образцы были изготовлены и успешно прошли все полигонные испытания», — рассказывает главный конструктор АО «ПТФК «Завод транспортного электрооборудования» (Набережные Челны) Руслан Хаджаев.
Разработка электродвигателей для транспорта открывает перед ПИШ «Моторы будущего» новые рынки, отмечает директор школы Михаил Охотников: «У нас есть текущие контракты с КАМАЗом, но создание силовой установки для 240-тонного «БелАЗа» — это выход в новую отрасль. Особенно важно, что проект реализуется в формате межрегионального и межгосударственного сотрудничества». В ближайших планах инженерной школы Уфимского университета — задачи от РЖД.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.

