Сведения об ОО

«Республика Башкортостан», 20 декабря 2018

Поделиться:

Вот народ разинет рот: «Это же… атомолёт!» 

 

От воздухоплавательных снарядов Можайского до летательных аппаратов с ядерным двигателем простираются интересы давлекановских школьников

 

Несмотря на кажущуюся игривость заголовка, суть в нем заложена самая что ни на есть серьезная. Речь – о подготовке будущих исследовательских и технических кадров для нашей науки, авиационной и космической промышленности. В конце концов, – о формировании поколения не только потребителей, но и производителей новых знаний.

 

Летайте ночью. Болтает меньше.

 

В Давлеканово прошел зональный этап Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания имени А.Ф. Можайского. До этого подобные этапы регионального уровня состоялись, например, в Нефтекамске, Кумертау, Стерлитамаке, Бирске... В отличие от других олимпиад, – скажем, «гагаринской» – можайские слушания собирают относительно немного участников, порядка 500 – 600 человек по республике. Зато какие темы поднимают ребята! Какие факты отыскивают в ходе своих исследований! Иной взрослый, включая членов жюри, позавидует и тут же «пополнит свой багаж».


Я, например, думать не думал и ведать не ведывал, что на самолетах, оказывается, лучше летать ночью, чем днем. Болтанки меньше! А курить на борту не только опасно для здоровья всех, но и вашего лично: значительно снижается свертываемость крови. А также – информация для особо «подверженных»: при взлете самолета давление резко падает, а при посадке – столь же стремительно возрастает. Отсюда – закладываются уши или шумит в голове.


Обо всем этом я узнал из доклада Карины Ефимовой, одиннадцатиклассницы школы № 7 г. Давлеканово, под названием «Воздушная болезнь: как с ней бороться?»

 

Как «Буран» всех удивил

 

Энже Ахметзянова (также 11 класс школы № 7) рассказала о Международной аэрокосмической школе, в которой она побывала этим летом. Школа расположена в их же Давлекановском районе, в деревне Калиновка, и возникла по инициативе космонавта В. В. Коваленка. Начинание активно поддержал депутат Госсобрания – Курултая РБ В. В. Аброщенко, который и стал президентом школы. Сегодня она носит имя космонавта-исследователя СССР У. Н. Султанова и является единственной в стране. Космонавты, известные летчики, специалисты, преподаватели здесь частые гости. С МКС из Калиновки давно проводятся регулярные сеансы связи. Одно из предложений Энже – устраивать в каждой смене астрономическую ночь. Телескоп имеется. В него ребята могут наблюдать за небесными объектами и самой МКС.


Девятиклассник давлекановской пятой гимназии Никита Апполонов обогатил мои знания информацией, что первыми беспилотниками (действительно ведь – без пилота) следует считать воздушные шары с привязанными к ним бомбами, которые применялись еще в Первую мировую. И радиоуправляемые летательные аппараты, и ФАУ, и крылатые ракеты тоже есть настоящие беспилотники, хоть и не в нашем сегодняшнем понимании.


Ученики выбирают как относительно прикладные темы для исследований (профессия стюардессы, сервисное обслуживание пассажиров), так и весьма непростые для школьников 6 – 11 классов (перегон самолетов по ленд-лизу из США в СССР, использование металлов в авиастроении, подвиги летчиков в мирное время, неизвестные имена или, допустим, компьютеризация отечественной авиации).


Весьма удивила, например, демонстрация на экране десятиклассником Дмитрием Бакуниным (гимназия № 3) онлайн-карты, показывающей, где, в какой точке Земли в данный момент летит тот или иной самолет. Вопреки моим ожиданиям, Россия на этой карте выглядит едва ли не белым пятном, особенно Сибирь. Как, впрочем, и Африка. За исключением северной. Самое же насыщенное воздушное пространство – над США, Канадой, Европой, Ближней и Средней Азией.


А председатель жюри Вячеслав Васильевич Аброщенко проиллюстрировал компьютерное исследование Дмитрия рассказом Урала Назибовича Султанова о малоизвестном эпизоде с посадкой беспилотного «Бурана». Когда до посадочной бетонки оставалось всего несколько метров, «Буран» вдруг взмыл вверх, набрал высоту, вновь снизился и тогда уже сел, только совсем с другой стороны посадочной площадки. Стали разбираться, где произошел сбой. Оказалось, никакого сбоя. Просто в последний момент бортовой компьютер, проанализировав все имеющиеся вокруг параметры, посчитал другой вариант приземления более экономичным и, главное, безопасным.

 

Атом или плазма?

 

Но бесспорным лидером в давлекановской «можайке» стала работа десятиклассника Андрея Чикова (местный Дом детского творчества) под названием «Есть ли будущее у атомных самолетов?»


Не правда ли, смелый выбор? Только-только в авиацию и ракетостроение пришел гиперзвук, а старшеклассники уже вовсю обсуждают полеты на энергии ядерных двигателей!


На самом деле, вопрос, как выясняется, не столь уж нов. Если не сказать, совсем не нов. Идеи появились после войны: атомная бомба, ядерные реакторы, ледокол «Ленин», водородная бомба… Современное оружие надо было доставлять на огромные расстояния. С появлением баллистических ракет проблема с повестки дня, казалось, была снята. По крайней мере, в США. Но не у нас. К ранним наработкам вернулись, и есть свидетельства, что в пятидесятых самолет с ядерным двигателем взлетал (и садился) 44 раза! Пока кто-то из Политбюро не всполошился: «А ну, как на город рухнет? Сами себе Хиросиму сделаем?». Тему опять закрыли. Потом опять открыли…


Но что делать самолету в воздухе, без дозаправки, гигантски большое количество времени? И как быть с экипажем? Постойте, а беспилотные технологии? А перспективы термоядерных двигателей и энергии водорода? А необходимость круглосуточно мониторить отдельные районы?


Короче, Андрей Чиков нарисовал нам впечатляющую картину будущего с непременным участием атомолетов. Вплоть до полетов на другие планеты.


Вячеслав Васильевич поинтересовался у исследователя, как тот относится к плазменным двигателям. Андрей отозвался с воодушевлением.


– Я вам больше скажу. Не так давно побывал на одном большом закрытом объекте и поинтересовался у сведущих людей судьбой этого перспективного проекта. «Испытываем!», ответили мне, – поведал аудитории президент аэрокосмической школы, не понаслышке знакомый со многими известными специалистами в космонавтике и авиастроении. – Недаром же Владимир Путин недавно сказал, что до Марса мы долетим не за 300 дней, а гораздо быстрее…

 

От плазмы – к атому

 

Ну что? Остается назвать победителей давлекановского этапа Можайской олимпиады. Это уже упомянутые нами Андрей Чиков и Энже Ахметзянова, а также девятиклассник пятой гимназии Тимур Аюпов («Неизвестные личности отечественной авиации») – в старшей группе. А в относительно младшей – Данил Домадуров, Эдуард Ганеев (оба – 8 В класс лицея № 4) и семиклассница из школы № 7 Вероника Галиуллина с темой «Аэропорт будущего: как представляли его раньше и как сейчас». Она и признана лидером в этой тройке.


На общем снимке по окончании олимпиады руки, кажется, были заняты у всех. Участники отмечены грамотами, сувенирами и семью заветными приглашениями в Международную аэрокосмическую школу сезона 2019.


…Про плазму написать-то написал, а потом подумал: не раскрыл ли чего тайного насчет перспективы атомолетов? Нет. Из открытых источников известно, что плазменные двигатели уже используются на спутниках для стабилизации их на орбите в одной точке. А гораздо более мощный такой двигатель нового поколения сейчас разрабатывается, сообщает сайт «Роскосмоса».


Конструкторы с учеными думают и над самолетными вариантами такого двигателя. Пусть не совсем пока атомными, но ведь главное – движение вперед, правда?

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

«Республика Башкортостан» №136 | 27 ноября 2018

ГТРК «Башкортостан», 17 декабря 2018

Bash.News, 18 декабря 2018

Вручение наград

«Республика Башкортостан», 20 декабря 2018

«Сайт выпускников УГАТУ: люди и годы»

«Республика Башкортостан», 23 декабря 2018

Результаты отборочного тура многопрофильной олимпиады «Звезда»

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму