Сергей Новиков о профессиях будущего
Сергей Владимирович, у каких профессий есть будущее, по вашему мнению?
Я бы сразу хотел обозначить, что я в этих вопросах консерватор. Я допускаю, что мир может измениться в одну секунду, и нам придётся к нему адаптироваться. Но могу сказать однозначно, что те профессии, которые предлагаются в авиационном университете, сохранятся в ближайшие 15, 20, а может быть даже больше, лет. Взять, к примеру, специальности, связанные с авиационным двигателестроением. Они сохранятся. Да, изменятся технологии, уже сегодня речь идёт о «более электрическом» летательном аппарате. Но само понятие двигателя останется. В Институте авиационных технологий и материалов мы работаем над созданием новых материалов с заданными свойствами. Вряд ли такая профессия устареет в принципе. На факультете авионики, энергетики и инфокоммуникаций мы изучаем возможность новых способов передачи информации, это может быть фотоника, радиофотоника. И здесь мы тоже создаём будущее, по сути. На первый план выдвигаются профессии, связанные с робототехникой – в Оксфордской школе Мартина считают, что 45% рабочих мест в развитых странах будут заменены машинами в следующие двадцать лет. Получается, что и наш факультет информатики и робототехники будет продолжать развиваться.
Резюмируя, в обозримом будущем профессия инженера будет так же востребована. Да, может поменяться направление, название специальности, но база и фундаментальные знания останутся.
А что с гуманитарными специальностями?
Много разговоров ходит, но я считаю, и эти профессии трансформируются с учётом современных требований. Если раньше экономисту или бухгалтеру достаточно было знать, что такое дебет и кредит, то теперь нужно уметь пользоваться специальными программами, знать английский язык, при необходимости приобретать дополнительные компетенции. Это так называемые soft skills – надпрофессиональные настройки, которые помогают адаптироваться к современному миру.
Появляются и «новые» гуманитарные профессии: тайм-менеджер, личный тьютор по эстетическому развитию, модератор платформ по общению с госорганами, ментор стартапов и другие.
Также не стоит забывать, что воспитывать детей всё-таки должны не машины.
Какие профессии, по вашему мнению, появятся в ближайшее время?
Сегодня о них говорят и пишут много. И названия порой экзотические, например, космический гид, сити-фермер или боди-дизайнер. Но есть ряд профессий будущего, базовая подготовка по которым ведется в вузах уже сейчас. Я говорю об инженерах робототехники, инженерах 3D-печати, биоинженерах, инженерах по возобновляемой энергии, проектировщиках «умной среды» и т.д.
Если смотреть в разрезе нашего университета, то выпускники в будущем будут работать инженерами по безопасности транспортной сети, инженерами по эксплуатации беспилотных автомобилей, инженерами-конструкторами по динамике полёта и управлению летательным аппаратом, инженерами-космодорожниками, инженерами-механиками по ракетостроению, инновационными менеджерами, конструкторами космических аппаратов и систем, операторами специальной техники для разведки месторождений и других.
Какими навыками должны будут обладать в будущем все работающие люди?
Не стоит ждать массового, форсированного внедрения новых профессий. Всё происходит не настолько быстро, чтобы сегодняшний работник оказался не у дел уже завтра. Но, тем не менее, сейчас недостаточно просто получить первоначальный набор знаний. И здесь мы снова возвращаемся к тем самым гибким навыкам, дополнительным компетенциям. Какие они должны быть – диктует время. Традиционно к дополнительным навыкам относятся коммуникация (и ее роль будет возрастать), умение собирать и анализировать информацию, аргументация, мотивация, мышление результатами и процессами, умение решать проблемы и конфликты, системное мышление.
Не случайно месяц назад Владимир Путин говорил о возможности для студентов после второго курса менять образовательную траекторию, проходить обучение по смежным направлениям. Это позволит студентам получать как фундаментальную подготовку, так и дополнительную квалификацию, набор современных и востребованных компетенций.
6) Недавно Герман Греф заявил, что простые специальности в скором времени будут исключены из списка профессий из-за искусственного интеллекта. Как вы считаете, какие профессии пострадают в первую очередь?
Вы знаете, прогнозы дело неблагодарное.
Например, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих 10 лет в России при активной модернизации отраслей могут остаться без работы до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
В то же время Нобелевский лауреат по экономике Кристофер Писсаридес заявляет, что осталось шесть областей, где человека не вытеснят роботы: здравоохранение, образование, гостеприимство, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги.
WEF (World Economic Forum) «стабильными» профессиями (как минимум, до 2022 года) назвал учёных, инженеров по робототехнике, управляющих и исполнительных директоров, специалистов по управлению рисками, преподавателей вузов, инженеров нефтегазовой области, специалистов по кибербезопасности и специалистов по базам данных.
По данным совместного исследования «Яндекса» и HeadHunter, наиболее востребованы сейчас бэкенд- и фронтенд-разработчики, веб-разработчики и аналитики данных. За последние четыре года количество этих вакансий увеличилось на 140%, и тренд только набирает обороты.
С уверенностью могу утверждать: всё, что связано с обработкой больших данных, уже автоматизируется. Здесь искусственный интеллект значительно ускоряет и облегчает процессы сбора и обработки массивов информации, поэтому профессии этого направления либо прекращают свое существование, либо выходят на новый уровень: машинный анализ данных должен сочетаться с анализом, сделанным профессионалами.
В любом случае, нужно быть готовым к переобучению, образовательный процесс должен стать непрерывным в жизни человека.
Школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив назвали 57 профессий-пенсионеров и 186 новых профессий 2020 года. Профессии, которые сегодня доступны студентам УГАТУ, где сейчас находятся: в «пенсионерах» или «пионерах»? Можно привести несколько примеров?
Образовательный процесс мы строим так, чтобы теоретические знания могли быть применимы на практике. У нас есть предприятия-партнёры, мы с ними взаимодействуем, получаем обратную связь. Поэтому наши специальности есть и в Атласе профессий. Это всё, что связано с энергогенерацией и накоплением энергии, энергосетями и управлением энергопотреблением, наземным транспортом, авиацией, космосом, ИТ-сектором.
Моя профессия журналиста, кстати, попала в список тех, которые исчезнут к 2030 году. Что бы вы мне порекомендовали предпринять?
Я бы не был столь категоричен. Да, в скором времени роботы будут писать тексты. Но пока у нас будет желание, чтобы к тексту, статье был творческий подход, чтобы помимо пользы от полученной информации у нас возникали те или иные эмоции – профессия эта не исчезнет. Так же, как и профессии писателя, художника, музыканта.
Как вы относитесь к онлайн-образованию? По оценкам аналитиков, этот рынок растёт на 15-20% в год.
Конечно, эта модель весьма привлекательна. Особенно для нынешнего поколения абитуриентов и студентов, многие из которых уже привыкли получать информацию в основном через сети, да и просто не выпускают гаджеты из рук.
Но тут я соглашусь с мнением министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, который считает, что онлайн-курсы не могут заменить традиционное высшее образование. Особенно это касается получения первого высшего образования на этапе бакалавриата.
Не будем лукавить, вырвавшись, образно говоря, «на свободу», подальше от бдительного родительского ока, не все студенты ответственно придерживаются графика и расписания занятий, пропускают лекции. Что уж тогда говорить о самостоятельном обучении в режиме онлайн, где уровень самодисциплины должен быть на порядок выше.
Но не это главное. Суть традиционного образования – живое человеческое общение студентов с преподавателем, обмен опытом, совместная радость от достигнутых успехов и совместное же преодоление трудностей в учении.
Тем не менее мы готовы, и мы будем развивать онлайн-образование в качестве дополнительного инструмента образовательного процесса. Тем более что у нас есть запрос от студентов, которые хотят изучать и те предметы, которые не входят в список обязательных в рамках их специальности.
Вы не раз повторяли, что образование должно быть непрерывным. Какую роль в этом процессе должны сыграть вузы?
Нынешняя конкуренция среди университетов только способствует развитию программ дополнительного образования. Вузам сегодня нужна большая интеграция с промышленными предприятиями. Мы по этим вопросам сотрудничаем с «УМПО», «Гидравликой», предприятием «Газпром трансгаз Уфа» и другими.
У нас есть центр дополнительного образования, в котором можно повысить свою квалификацию, пройти программу переподготовки, бизнес-тренинги и подготовиться к ЕГЭ. Система дополнительного образования достаточно гибкая – мы готовы разрабатывать индивидуальные программы подготовки в зависимости от того, какие навыки нужно получить, в том числе с привлечением ведущих специалистов крупных предприятий.
Какие навыки вы бы рекомендовали развивать у детей? С какой базой они должны в итоге прийти в университет?
В первую очередь родители должны попытаться понять, к чему у ребенка есть склонность. Если это у них получится, то будет проще помочь ему сориентироваться, заинтересовать и освоить первичные навыки.
Если говорить про УГАТУ, то, конечно, мы приветствуем хорошие прочные знания по физико-математическим дисциплинам. Но знаний без устойчивых навыков современного образования сегодня недостаточно. Студент должен уметь работать с информацией, с интернет-ресурсами (я, конечно, имею в виду не поиск и копирование чужих работ), владеть навыками исследовательской деятельности, их можно сформировать еще в школе.
Вне зависимости от склонностей ребенка я бы посоветовал развивать аналитические способности – сейчас в любой профессии нужно уметь работать с информацией. И отдельно отмечу, что знание английского языка перестаёт быть желательным и становится обязательным на рынке квалифицированного и высокооплачиваемого труда.
Нужно сопровождать, подсказывать и чётко отлавливать обратную связь – нравится или нет. Это и есть та самая «удочка», которую нужно дать ребёнку.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.