Сведения об ОО

К 77-летию Победы: на фронте –как на фронте, а в тылу – как в тылу

Поделиться:

Из воспоминаний профессора УАИ-УГАТУ И.А.Болотовского:

Болотовский Израиль Аркадьевич родился 4 сентября 1912 г. После окончания Рыбинского авиационного техникума был оставлен в техникуме и работал конструктором технического бюро учебно-производственных мастерских. Одновременно учился на вечернем отделении, а с третьего курса – на дневном отделении Рыбинского авиационного института. Окончив с отличием институт в 1937 г., стал работать начальником цеха Рыбинского моторостроительного завода, руководил его эвакуацией в Уфу и организацией на новом месте производства двигателей для оборонной промышленности. С 1946 г. преподавал в Уфимском авиационном институте. В 1945–1985 гг. был заведующим кафедрой деталей машин и теории механизмов, в 1962–1968 гг. – деканом факультета авиационных двигателей, в 1973–1985 гг. – деканом факультета повышения квалификации инженерно-технических работников. Кандидат технческих наук (1952), профессор (1972). Заслуженный деятель науки и техники Башкирской АССР (1962). Награжден орденом «Знак Почета» (1945), медалями «За трудовое отличие» (1972), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Умер 30 декабря 2001 г.

- В Уфу из Рыбинска мы приехали 5-го декабря 1941 года. Налаживать производство в Уфе было очень нелегко. Завод располагался на трех площадях. Первая – это территория бывшего завода комбайновых моторов, там было несколько пригодных для работы, но совершенно недостаточных по объему корпусов. Вторая – основная площадка – огромное чистое поле, расположенное в пяти километрах от первой площадки. На этой площадке был один корпус для инструментального цеха и только-только начатое строительство для механических и других цехов. Некоторые из этих корпусов не имели крыши, а другие не имели даже законченных стен, у третьих только начиналась закладка фундамента. Но станки устанавливались и начинали работать, иногда почти на открытом воздухе. Оборудование прибывало непрерывно, по 5–6 эшелонов в сутки. Вдоль железнодорожной ветки на огромной пустынной территории построили деревянные эстакады, и тысячи работников завода, для которых еще не было рабочих мест по их основной работе, стали временно строителями и грузчиками.

Завод возрождался. Уже в апреле 1942 г. был собран первый мотор, в основном из деталей, привезенных из Рыбинска. К июню все станки с эстакады и с открытой площадки были уже на местах. Завод начал выпускать продукцию из новых, изготовленных в Уфе, деталей и в течение всех лет войны работал как часы – выпускал в сутки по 50 моторов. Теперь эта цифра уже не секретная, ее можно назвать.

Нашему цеху выделили большой недостроенный, без крыши деревянный корпус, который первоначально предназначался для какого-то склада. Мы своими силами его достроили, оборудовали служебные и бытовые помещения, расставили и пустили в ход металлорежущее оборудование, оборудовали термическое, сварочное и кузнечное отделения, которые были необходимы для нашей универсальной работы.

Помимо основных работ по обслуживанию всех цехов завода, нам поручались и некоторые специальные, уникальные работы. Мы были единственным заводом в Башкирии, способным изготовлять разнообразные зубчатые колеса. По заданию правительства мы изготовили многие тысячи колес для автомобилей и тракторов. Изготовляли зубчатые колеса для американских буровых установок, работавших в те годы в Башкирии; пришлось приложить немало выдумки и изобретательности для того, чтобы изготовить эти колеса, не вполне подходившие по своим габаритам и геометрическим параметрам к нашему оборудованию. Уникальный зуборезный станок, единственный в Башкирии, которым мы располагали, работал в три смены. Для него внутри недостроенного цеха была создана отдельная, укрытая от снега комната. Выполняли мы и совсем несвойственные нам работы – детали обувных машин для обувной фабрики и ряд других специальных и секретных работ.

Завод продолжал набирать темпы и к концу 1943 г. начал выпускать авиационные моторы новой конструкции, разработанные под руководством главного конструктора Климова. Руководил заводом в те годы прекрасный организатор В. П. Баландин. Он был директором завода еще в Рыбинске, в 1940 г. был назначен заместителем министра авиационной промышленности, в начале 1941 г. арестован, а в июле 1941 г. восстановлен во всех правах и назначен по совместительству с работой заместителя министра директором уфимского завода.

Техническим руководителем завода на разных этапах его работы был А. М. Мыздриков. Он прошел все этапы инженерной деятельности: был конструктором приспособлений, начальником конструкторского отдела, заместителем начальника и начальником механического цеха, во Франции и Англии изучал конструкцию и технологию производства авиационных двигателей. Перед войной был главным технологом, а в последние годы войны – главным инженером завода. Под руководством А. М. Мыздрикова завод освоил ряд принципиально новых технологических процессов, регулярно выпускал двигатели и до эвакуации, и после нее в Уфе. В последние 20 лет жизни А. М. Мыздриков был профессором и заведующим кафедрой технологии машиностроения в УАИ. Свои знания и огромный разносторонний производственный опыт он успешно перенес в учебный процесс, существенно улучшил содержание и методику преподавания ряда учебных дисциплин, усовершенствовал курсовое и дипломное проектирование.

Моими непосредственными начальниками на заводе были главный механик завода С. С. Троицкий и заместитель главного механика С. П. Беспалов. Это были отличные организаторы и чуткие руководители. Мы работали очень дружно и согласованно, и у меня остались о них самые лучшие воспоминания.

Будучи начальником цеха, я получил от руководства завода персональное разрешение один раз в неделю не являться на завод, уделив этот день работе в институте. В такой день я читал по восемь часов лекций, на двух потоках по четыре часа. Читать эти лекции и готовиться к ним было очень нелегко, к тому же требовалось ездить из Черниковска в Уфу на плохо работающем транспорте, но бросать педагогическую работу я никак не хотел. Я подобрал себе хорошего заместителя, М. И. Курицина, принципиальные вопросы без меня не решались, и в подавляющем большинстве случаев мое отсутствие обходилось без инцидентов.

Хочу отметить, что в 1944 г. пленные немцы начали работать над восстановлением разрушенных корпусов Рыбинского завода. В 1945–1946 гг. эти корпуса начали заполнять трофейным оборудованием, и вскоре в Рыбинске появился новый первоклассный завод. Ни одного станка из Уфы в Рыбинск не вернули, вернулись в Рыбинск только некоторые работники. Вот так из одного большого завода выросли два.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что победа достигается не только умелым руководством военными действиями и героизмом солдат и военачальников, но также и высокой организованностью, и героизмом тружеников тыла на предприятиях и в сельском хозяйстве. В жестокой войне фронт и тыл должны быть едины, и это единство было достигнуто.

Нельзя не отметить, что бесперебойное снабжение армии вооружением и боеприпасами было обеспечено высоким уровнем развития оборонных заводов. В предвоенные годы в стране в короткие сроки была создана мощная промышленность и подготовлены квалифицированные организаторы производства, конструкторы, технологи. В этом немалую роль сыграл и Рыбинский авиационный институт. На Уфимском моторном заводе, а также в министерстве и на некоторых других заводах руководящие должности были укомплектованы нашими выпускниками.

Помню незабываемый день победы, 9-е мая 1945 г. В Уфе утро было пасмурное, моросил мелкий дождик, но казалось, что светит яркое весеннее солнце. Все пришли на работу, хотя накануне был объявлен выходной день. Во всех цехах и отделах состоялись митинги. Мне приходилось в годы войны почти ежедневно выступать в цехе в перерывы с обзором положения на фронтах, с анализом международного и внутреннего положения. Меня всегда слушали внимательно, а в день победы моя взволнованная речь вызвала даже слезы на глазах суровых, взрослых мужчин. Плакали от счастья, от радости и гордости за свою страну, за воинов армии и тружеников тыла, которые в смертельном бою отстояли свободу и независимость нашей Родины.

Из книги «Великая Отечественная война: исторический очерк и воспоминания ее участников»

Управление медиакоммуникаций

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Общежитие УГАТУ признано лучшим в Республике Башкортостан

Неделя науки -2022: о тайнах разума и нейронных сетях на английском языке

Сессия для работников центров карьеры вузов России

Мистер УГАТУ-2022: спор физиков и лириков решен в пользу гармонии

Принимаются заявки на соискание премии #МыВместе — 2022

Концертному залу УГАТУ присвоено имя Михаила Рабиновича

Представитель и выпускник УГАТУ в эфире программы БСТ

В УГАТУ стартовала стратегическая сессия Евразийского НОЦ

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму