Сведения об ОО

Навстречу 77-летию Великой Победы: воздушный бой майора Н. Серавкина

Поделиться:

Серавкин Николай Афанасьевич родился 26 ноября 1926 г. в городе Уфе. До призыва в армию окончил Уфимский аэроклуб, что стало основой для зачисления в 1940 г. курсантом авиационного училища в Энгельсе. Для полетов на самолетах «Бостон» («Б-26»), поступивших из США, прошел переподготовку в Кировобадском авиационном училище. В качестве летчика 13-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в боевых операциях 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте и 8-й воздушной армии на 4-м Украинском фронте. Всего за годы войны совершил 62 боевых вылета за линию фронта. Майор в отставке. С 1969 г. работал в УАИ-УГАТУ старшим инженером по технике безопасности, начальником отдела охраны труда. В 2000–2006 гг. являлся председателем Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных сил УГАТУ. Награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, 9-ю медалями. Умер в сентябре 2007 г.

- В марте 1940 г. я – третьекурсник Уфимского железнодорожного техникума со второй попытки поступил в аэроклуб. В Уфимском аэроклубе учились искусству пилотирования многие в будущем известные советские летчики. Здесь начиналась дорога в небо 14 Героев Советского Союза, в том числе и однокашника моего по железнодорожному техникуму, в будущем дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Уже в августе закончил обучение на самолете «У-2», а в декабре стал курсантом Энгельсской военно-авиационной школы пилотов (ЭВАШП).

22 июня 1941 г., когда началась война, 50 курсантов, освоивших самолет «Р-5», объединяются в две группы и проходят ускоренный курс обучения на самолете «СБ» (скоростной бомбардировщик). В ноябре заканчиваем курс летной подготовки летчиками-бомбардировщиками.

Не раз потом добрым словом вспоминал я своих преподавателей из Уфимского аэроклуба и Энгельсского летного училища, старших товарищей, помогавших мне осваивать боевую технику, добивавшихся от молодого пилота досконального знания как материальной части, так и тактики воздушного боя.

Война идет уже полгода. Наши войска воюют на подступах к Москве. Наконец-то и мы приступим к боевым действиям! Но... оказалось, что нас везут не на фронт, а в Кировобад – в авиационное училище, некогда готовившее летчиков для республиканской Испании.

Начинаем изучать материальную часть самолета «Пе-2». Но в начале 1942 г. через Иран в СССР из США по лендлизу начали поступать самолеты «Бостон- А-20-Б». Затем переводимся в 11-й запасный авиаполк в 4 км от Кировобада.

Долго ли, коротко ли, но в августе 1943 г. нас отправляют на пополнение в 321-ю бомбардировочную авиадивизию, которая базировалась на аэродроме Малиновка в 17 км от Тамбова. Два молодых пилота – младшие лейтенанты, прибываем в первую эскадрилью 13-го гвардейского полка (БАП). На собрании эскадрильи решали, как укомплектовать звенья – два Кольки и два Юрки или по одному. Решили: первое звено – два Юрки, второе – два Кольки.

Назначены в наши экипажи штурманы, стрелки-радисты и стрелки. Штурманы и стрелки-радисты – выпускники Алсуфьевской школы военных штурманов, сержанты.

Мы готовы к выполнению боевых заданий. Ждем вылета на фронт. Но опять поступает команда: самолеты перегнать в Ярославль, сдать их в другую дивизию, а нашим опытным экипажам отправиться в Красноярск за новыми самолетами, полученными из США через Аляску и Чукотку.

Наконец, только в апреле 1944 г. наш полк вылетает на аэродром Старый Константинов и вливается в состав второй воздушной армии 1-го Украинского фронта – предстоит бомбить войска противника в районе Броды-Львов. Мой первый боевой вылет навсегда останется в моей памяти. 16 апреля 1944 г. наш полк нанес бомбовый удар по железнодорожной станции Оттыня. Конечно, не обошлось и без волнения, но я со своим первым боевым заданием справился успешно. А потом пошли подряд боевые вылеты. Я сам чувствовал, что с каждым боевым вылетом крепла уверенность в действиях, росло мастерство, взаимопонимание с членами экипажа.

Многими качествами должен обладать пилот бомбардировочной авиации: знать машину как свои пять пальцев, предвидеть, как она может себя повести в самых неожиданных ситуациях, уметь действительно мгновенно принимать решения и четко их выполнять. Конечно, кроме знаний, для этого необходимо обладать крепкими нервами. Ведь бомбардировщик должен не только прорваться к объекту сквозь шквал заградительного огня зенитной артиллерии противника, но и в течение 2–3-х минут пробыть над ним, чтобы направить свой смертоносный груз точно по цели и успеть сфотографировать результаты своей работы. Конечно, 3 минуты – это очень короткий срок в обычной жизни, всего-то две-три затяжки сигареты. Совершенно по-другому чувствуются эти минуты там, в небе над объектом твоей бомбардировки, когда вокруг твоего самолета рвутся снаряды, когда преследуют вражеские истребители.

В одном из вылетов был сбит самолет и погиб экипаж командира полка майора Брюзгина, подбит и сел на вынужденную посадку самолет командира звена Назарова. Потеря сразу двух самолетов и гибель экипажа командира полка тяжело переживались личным составом.

Большое количество вылетов полком было сделано в период Львовской операции. 4 июля 1944 г. был представлен личному составу новый командир полка – подполковник Василий Федорович Журавлев.

Наш командир в Стерлитамаке закончил совпартшколу и работал секретарем Верхоторского волкома, Мелеузовского горкома, Стерлитамакского канткома и Башкирского обкома ВЛКСМ. После рабфака учился в школе летчиков в Сталинграде, служил в ВВС. Василий Федорович повоевал на Халхин-Голе, Брянском и Калининском фронтах.

30 июля 1944 г. наша дивизия была передана 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта.

За три дня, с 15 по 17 августа, наш полк вывел из строя железнодорожные узлы в Карпатах и Закарпатье, нанес удар по Чопу. Мне пришлось совершить 62 боевых вылета, но такой плотности огня, как под Чопом, мне встречать еще не приходилось. Да и находился Чоп на значительном удалении от линии фронта, что, конечно же, существенно осложняло выполнения задания. Но и плотный огонь не остановил советские бомбардировщики, не заставил их повернуть назад или сбросить бомбы куда попало. Они попали точно в цель – на забитый вражескими эшелонами с живой силой и военной техникой важный железнодорожный узел. Внизу было сплошное море огня. Тяжело было в небе, я вернулся с 17 пробоинами. Но внизу было для врага намного хуже: Чоп как важный железнодорожный узел был практически уничтожен.

За успешные действия по преодолению Карпат наш полк наименован Ужгородским, я и все члены моего экипажа получили первые правительственные награды. В конце января части 8-й воздушной армии передислоцировались на Краковский аэроузел, где сосредоточились 12 авиационных полков. На аэродроме Кракова мы увидели своих коллег по боевой работе – штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков. На многих самолетах были нарисованы звезды по числу сбитых самолетов. У нас в полку был самолет с надписью: «Сыну Степану Дубровину от отца Михаила».

В книге «Восьмая воздушная»160, выпущенной Военным издательством в Москве в 1986 г., есть такие строчки: «Самоотверженно и эффективно действовали экипажи 321-й бомбардировочной дивизии. Группой из 78 бомбардировщиков был нанесен удар по войскам противника в пунктах Рудзица, Бельско, Мендзыжче, Скочув, Зажече, на железнодорожных станциях Родзельга и Хыве. Наблюдатели отметили семь сильных взрывов, 100 часов пожара, много разбитых путей и пожаров. Группа подавила огонь двух батарей зенитной артиллерии и без потерь возвратилась на свои аэродромы».

По Цешину наносила удар пятерка самолетов, ведомая командиром первой эскадрильи нашего полка капитаном И. А. Уваровым. Сопровождал нас всего один истребитель.

Удачно отбомбившись, взяли курс на свой аэродром. Но тут нас атаковали 9 «Фокке-Вульфов-190». Наши стрелки-радисты прицельным огнем отражали их атаки, да и прикрывавший нас истребитель умело противодействовал противнику. Это был гвардии старший лейтенант С. Ю. Ясанис. Он не только вовремя предупредил нас об атаке, но и применил оригинальный маневр: с позиции под бомбардировщиками и под защитой их стрелков отсекал атаки противника и вновь уходил под защиту бомбардировщиков.

Во второй половине апреля мы воевали непосредственно на Моравско- Остравском направлении. Наша девятка, ведомая капитаном И. Белобровым, нанесла удар по артпозициям противника. Сильным зенитным огнем был подбит самолет ведущего. Истребители сообщили, что трое выпрыгнули с парашютами, а самолет врезался в землю. Так за восемнадцать дней до конца войны, выполняя свой 183-й боевой вылет, погиб Иван Белобров. Были расстреляны при спуске на парашютах штурман полка майор И. Ганжа и стрелок-радист И. Шишкин.

Первого мая Москва салютовала взятию Моравской Остравы. 8 мая 71 бомбардировщик нанесли удар по вражеским опорным пунктам на западной окраине Оломоуца. Дважды в тот день три «девятки» нашего полка вылетали на бомбометание. Экипажи долго ждали приказа на третий вылет. Но его не последовало.

В 4 часа утра 9 мая, еще в темноте, в казарме офицерского состава раздались громкие голоса командира полка В. Ф. Журавлева и начальника штаба Ерастова:

–Конец войне! Победа!

Из книги «УГАТУ в годы Великой Отечественной войны: исторический очерк и воспоминания ее участников»

Публикуется в сокращении.

Управление медиакоммуникаций

 

 

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

В УГАТУ обсудили вопросы сотрудничества Российской академии наук и Башкирии в научной сфере

УГАТУ академический: делегация РАН во главе с Президентом Александром Сергеевым посетила вуз

Что необходимо знать о ревакцинации

Ректор УГАТУ предложил организовать турнир по волейболу на Кубок министра спорта РБ

Проректор УГАТУ вошел в текущий состав Общественной палаты РБ

Родительское собрание в Орджоникидзевском  районе города Уфы

УГАТУ и УГНТУ завершают стратсессию НОЦ по передовым инженерным школам

Выборы на должность заведующего кафедрой МиФМ ИАТМ

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму