«Сердцу» линейки легендарных «Су» - 40 лет
Двигатель – это сердце летательного аппарата. От него зависят его облик и тактико-технические данные, поэтому в нем сосредоточены самые передовые технологии и материалы. Недаром говорят, что создать авиадвигатель едва ли не сложнее, чем построить сам самолет.
40 лет назад, 16 мая 1981 года в ПАО «ОДК-УМПО» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) был собран первый полноразмерный авиационный двигатель АЛ-31Ф. Через год Су-27, оснащенный этим двигателем, впервые поднялся в небо в Комсомольске-на-Амуре. Интересно, что АЛ-31Ф с порядковым номером 00001 находится в музее авиационных двигателей нашего университета.
АЛ-31Ф – двухконтурный турбореактивный двигатель четвертого поколения с форсажной камерой, обладает высокой степенью надежности и газодинамической устойчивости, в том числе при работе в экстремальных условиях. Двигатель устанавливается на истребителях Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-34 и эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета.
Легендарное «изделие № 99» стало основой для разработки и серийного производства целой линейки современных двигателей марки «АЛ», в том числе конверсионных. Его разработчик – ОКБ им. А.Люльки (филиал ПАО «ОДК-УМПО»). Подготовка производства была начата в УМПО в 1977 году, на освоение двигателя отводились предельно сжатые сроки. Работа над новым изделием стала стимулом для радикального технического перевооружения предприятия, в том числе расширения парка станков с числовым программным управлением, внедрения новых технологий. Так, в объединении был организован уникальный участок вакуумной сварки в среде высокоочищенного аргона, освоено титановое литье, впервые использованы методы ионной имплантации и ионно-плазменного азотирования.
Первые серийные АЛ-31Ф УМПО выпускало в кооперации с Московским машиностроительным производственным предприятием «Салют» (ныне ПК «Салют» ОДК). Эксплуатация АЛ-31Ф в строевых частях Советской Армии стартовала с середины 1985 года. С 1992 года начались поставки изделия на экспорт.
Мировую известность самолету Су-27, оснащенному двигателями АЛ-31Ф, принесли не только уникальная маневренность и сложнейшая по пилотированию «кобра Пугачева», но и серия мировых рекордов скороподъемности и дальности полета, установленных летчиками-испытателями. На сегодняшний день АЛ-31Ф по-прежнему в строю, его производство, ремонт и сервисное обслуживание продолжаются.
Управление медиакоммуникаций по материалам сайта ПАО «ОДК-УМПО»
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.