Сведения об ОО

В чрезвычайно трудных условиях начинал институт свою работу в Уфе. В первые же месяцы Великой Отечественной войны в Башкирию были эвакуированы народные комиссариаты нефтяной промышленности и связи СССР, местной промышленности РСФСР, Президиум Верховного Совета и ЦК КП (б) Литовской ССР, размещены десятки научно-исследовательских институтов Академии наук Украинской ССР, отраслевые НИИ промышленных наркоматов СССР. Здесь развернули свои исследования специальные комиссии Академии наук СССР и других центральных научных учреждений. В Уфе разместились документальные и книжные фонды Института Маркса-Энгельса-Ленина, Центральные институты авиационного машиностроения, авиационных топлив и масел, Государственный институт высоких давлений, Центральная научно-исследовательская лаборатория Наркомата электропромышленности СССР, Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени И. И. Мечникова и др. Во время войны в Башкирии вместе с Рыбинским авиационным институтом находились Московский институт нефти и газа имени И. М. Губкина, Московский библиотечный и Орловский педагогический институты. В учебных помещениях Башкирского медицинского института функционировал 1-й Московский медицинский институт.

В годы войны в Башкирской АССР размещались Академия Генерального штаба Красной Армии (Высшая военная академия имени К. Е. Ворошилова), Военно-политическая академия имени В. И. Ленина. В городе Уфе находились Уфимское пехотное училище, сформированное в июле 1941 г., и Севастопольское Краснознаменное зенитно-артиллерийское училище, располагавшееся в столице Башкирии с 28 сентября 1941 г.

На 1 января 1942 г. из европейской части СССР в республику было эвакуировано 278171 человек, тысячи беженцев прибывали в Башкирскую АССР и позднее.

В этих условиях остро встал вопрос о выделении Рыбинскому авиационному институту необходимых площадей для размещения и организации учебной и научно-исследовательской работы. 15 ноября 1941 г. нарком авиационной промышленности СССР А. И. Шахурин направил письмо заместителю председателя Совнаркома Башкирской АССР Л. А. Иванову, в котором сообщал: «Решением Совнаркома Башкирской АССР от 20 октября 1941 г. Уфимский авиационный техникум закрыт с передачей учебного корпуса Академии Генерального штаба РККА. Категорически возражаю против закрытия техникума и передачи учебного корпуса другим организациям, полностью на указанной площади кроме техникума должен разместиться Рыбинский авиационный институт, который направляется в Уфу. В связи с чем прошу оказать необходимую помощь руководству техникума в организации и подготовке помещения для размещения и бесперебойного учебного процесса института и техникума».

В ответном письме заместитель председателя СНК Башкирской АССР Л. А. Иванов сообщал в Наркомат авиационной промышленности СССР: «На Ваше письмо от 15.11.1941 г. № НК-02/20 о размещении в гор. Уфе Рыбинского авиационного института в помещении Уфимского авиационного техникума сообщаю, что институт разместить не можем, так как помещение техникума занято и используется Академией Генштаба РККА».

Известно, что для размещения института было выделено небольшое двухэтажное здание школы № 48 по Уральскому проспекту (с 1967 г. бульвар Ибрагимова). Обстоятельства предоставления этого помещения институту неизвестны. В опубликованных работах ссылки на документы, подтверждающие передачу здания школы институту, отсутствуют. В воспоминаниях очевидцев событий тех лет подробности, связанные с выделением институту здания школы, не приводятся. В то же время имеется один документ, свидетельствующий о размещении института в здании школы: в Уставе Рыбинского авиационного института, утвержденном в 1942 г. и хранящемся в фондах Центрального исторического архива Республики Башкортостан, указан юридический адрес института: город Уфа, Уральский проспект, дом № 41.

Трудности в работе института были также связаны с тем, что в значительной мере поредел состав студентов и преподавателей, прежде всего за счет ушедших на фронт. Часть оборудования пришлось оставить в Рыбинске, часть его была растеряна во время тяжелого и длительного следования в Уфу. В своей книге «Высшая школа глазами ректора» Р. Р. Мавлютов, вспоминая об этих тяжелых годах, писал:

«Вуз не имел мало-мальски пригодной учебно- лабораторной базы, ни одного общежития, никаких спортивных сооружений. Вуз ютился в крохотных помещениях, доставшихся ему в момент обоснования в Уфе после эвакуации».

Основными задачами коллектива института стали создание материально-технической базы на новом месте, формирование контингента студентов, укрепление научно-педагогического корпуса. В выделенном здании школы удалось оборудовать 9 аудиторий, 3 лаборатории (резания и станков, допусков и измерений, сопротивления материалов), 5 кабинетов (конструкции авиационных двигателей, черчения, марксизма-ленинизма, иностранных языков, физкультуры). Все преподаватели, сотрудники и студенты перевозили и размещали прибывшее в Уфу имущество, готовили помещения для занятий.

Еще перед началом Великой Отечественной войны в связи с растущей военной угрозой со стороны фашистской Германии были предприняты срочные меры по укреплению оборонных отраслей промышленности. В том числе было принято решение об ускоренной подготовке авиационных инженеров за счет студентов необоронных специальностей некоторых вузов. В Уфе был объявлен прием студентов на все курсы дневного и вечернего отделений.

«Изначально была лишь небольшая группа студентов, прибывшая в Уфу вместе с институтом, – писал С. И. Куликов. – Затем в нее влились студенты, эвакуированные вместе с моторостроительным заводом, и те, которые добирались до Уфы самостоятельно. В это время в институт поступило значительное число студентов, ранее обучавшихся в других вузах и эвакуированных в Уфу. Некоторые студенты вернулись из госпиталей или были отпущены из армии для завершения учебы в институте».

12 января 1942 г. для более трехсот студентов начались занятия, несмотря на тесноту, холод в аудиториях, плохое освещение. Бывший заместитель декана авиационно-технологического факультета УАИ Н. Х. Терегулова вспоминала:

«Школьные классы были тесными, отопление из-за отсутствия дров не производилось. Из-за нехватки мест и стульев некоторые ребята забирались на шкафы, расположенные по бокам аудитории».

Постепенно учебный процесс налаживался. Были организованы и своевременно проводились лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. Основное ядро профессорско-преподавательского коллектива прибыло из Рыбинска. Это профессор А. М. Брезгунов, доценты И. А. Базилевич, И. А. Березин, И. А. Зиняев, И. П. Емелин (он являлся директором института до 1 октября 1942 г.), А. В. Лучинский, В. К. Покровский, В. Г. Рубинштейн, старшие преподаватели С. И. Беляев, С. С. Бобов, А. А. Ершов, С. И. Куликов и другие.

Существенную роль в укреплении преподавательского корпуса в военные годы сыграли ученые Академии наук Украинской ССР, эвакуированной в Башкирию. В институте преподавали и заведовали кафедрами академик Г. Ф. Проскура, члены-корреспонденты АН СССР Н. Н. Боголюбов, В. М. Майзель и И. Я. Штаерман, доктора наук, профессора Г. Д. Латышев, Г. Н. Савин, В. И. Дмитриевский. В вузе работали академик Г. Ф. Проскура, профессор Г. И. Дринфельд, профессор Н. П. Гришкова, кандидат физико-математических наук А. М. Пеньков, защитивший в Уфе докторскую диссертацию. Это обеспечило высокий уровень подготовки специалистов, сыграло важнейшую роль в научном становлении вуза. К преподавательской деятельности привлекались и специалисты УМЗ И. А. Болотовский, Ю. Д. Лигский, В. К. Шалаев, И. В. Воеводин и др.

В начале 1942 г. на должность директора института был назначен высококвалифицированный инженер и хороший организатор, выпускник Московского авиационного института Александр Филиппович Гусаров. Он в 1932– 1940 гг. работал в МАИ деканом факультета № 2 «Двигатели летательных аппаратов», начальником учебного отдела. В 1940–1942 гг. являлся заместителем начальника Главного управления учебными заведениями Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.55 Работая директором УАИ в 1942–1944 гг., А. Ф. Гусаров добился получения для института нового учебного корпуса, привлек к преподавательской работе крупных специалистов, эвакуированных в Уфу из разных районов страны.

1 октября 1942 г. начались занятия в филиале вечернего отделения института при Уфимском моторостроительном заводе. В нем стали обучаться рабочие, служащие и специалисты предприятия, не имевшие высшего образования. Директору завода В. П. Баландину предписывалось предоставить институту на площадке завода необходимые помещения и освободить студентов, работавших на заводе, от сверхурочных работ, создать им условия для систематического посещения занятий. Из-за отсутствия учебной базы занятия проводились в двух комнатах моторного кабинета и других служебных помещениях завода. Впоследствии были выделены и оборудованы 5 учебных аудиторий в здании заводоуправления.

Успешное начало работы института после перебазирования ускорило решение проблемы о месте его пребывания. 10 октября 1942 г. наркомом авиапромышленности СССР А. И. Шахуриным был подписан приказ № 403, согласно которому устанавливалось постоянное местонахождение института в Уфе и ему присваивалось наименование: Уфимский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе

В этот период исполком Уфимского городского совета принял постановление о переводе авиационного института из здания школы № 48 (Уральский проспект, д. 41) в здание школы № 27, которое располагалось по адресу: г. Уфа, ул. Электрификации, д. 106.58

28 октября 1942 г. Совет Народных Комиссаров Башкирской АССР принял постановление: «Утвердить решение исполкома Уфимского горсовета от 2 октября 1942 г. о переводе авиационного института из здания школы № 48 в здание школы № 27, обязать директора авиаинститута в 5-дневный срок освободить здание школы № 48 и сдать исполкому горсовета по акту».

В мае 1943 г. правительство Башкирской АССР передало институту одно из лучших служебных сооружений того времени – здание бывшего Дворца пионеров общей площадью 2500 кв. метров. Оно располагалось на улице Ленина, 61, освободилось после реэвакуации исполкома Коминтерна. После ремонта и соответствующей перестройки в нем было создано 15 учебных аудиторий, одна из которых была поточной на 150 мест и одновременно служила актовым залом, организованы и оснащены лаборатории, учебные кабинеты, оборудован физкультурный зал. Перед началом 1944–1945 учебного года институту было выделено располагавшееся рядом здание школы № 26. Общая служебная площадь, занимаемая институтом, стала составлять около 5500 кв. метров, что давало возможность институту организовать нормальный учебный процесс.

В этом корпусе началась студенческая жизнь будущего ректора УАИ Р. Р. Мавлютова. Он писал в своих воспоминаниях:

«И вот пришла осень, начались занятия. За каждодневными буднями страхи мои прошли, а интерес к тому, чему нас учили, изо дня в день нарастал, несмотря на то, что и мы, и наши преподаватели в буквальном смысле слова бедствовали, не имея ни сносного жилья, ни нормального питания. Вопреки всему мы увлеченно работали, то и дело подгоняя себя мыслью, что на фронте куда труднее. Мы знали также о тяжелом положении тех, кто трудился на производстве: длинный-предлинный рабочий день, скудный продуктовый паек, явно недостаточный для восстановления затраченных за смену сил. Многие рабочие предпочитали заночевать в каком-нибудь теплом закутке на заводе, нежели тащиться в неблизкое холодное собственное жилье.

С ростом и расширением УАИ улучшалась работа библиотеки. Она была размещена в одной комнате институтского здания. Количество книг, привезенных из Рыбинска, составляло 16540 экземпляров. Трудовой коллектив библиотеки укреплялся за счет выпускников Уфимского библиотечного техникума.

Несмотря на все трудности военного времени, требования к студентам были чрезвычайно велики. Про УАИ в городе говорили, что он является поставщиком сталинских стипендиатов в другие вузы. Студенты, отчисленные из УАИ из-за высоких требований, в других вузах становились сталинскими стипендиатами.

В военный период большое внимание уделялось организации научно-исследовательской работы по госбюджетным темам. На кафедре физики под руководством профессора Г. Д. Латышева для моторостроительного завода была разработана технология производства светящейся краски из продуктов распада радия. Для этого же завода под руководством доцента Д. О. Славина проводились исследования в целях совершенствования технологии электрической закалки деталей авиамоторов, разрабатывался термоэлектрический прибор для маркировки сталей. Коллектив ученых и работников института, возглавляемый доцентом И. А. Березиным, по заданию Наркомата коммунального хозяйства Башкирской АССР разработал проект перевода двигателей внутреннего сгорания на газообразное топливо. Проект был одобрен экспертной комиссией и передан Белебеевскому механическому заводу для реализации. Научной работой на кафедре сопротивления материалов руководил профессор Г. Н. Славин. В 1942 г. член-корреспондент Академии наук УССР В. М. Майзель подготовил к печати монографию «Температурные напряжения в элементах конструкций».

Профессор Н. Н. Боголюбов, работая в УАИ, разработал метод интегральных многообразий и статистический метод усреднения, произвел (совместно с Н. М. Крыловым) изучение крутильных колебаний коленчатых валов авиамоторов и исследовал проблемы вибростабилизации. В 1947 г. за исследования в области нелинейной механики и статистической физики Н. Н. Боголюбову была присуждена Государственная премия СССР.

По заданию командования Красной Армии сотрудники Института строительной механики осуществляли разработки в области самолето- и моторостроения. Группа специалистов – члены-корреспонденты Академии наук Украинской ССР Ф. П. Белянкин и Б. Д. Грозин, кандидаты технических наук А. Д. Коваленко и Г. С. Писаренко (впоследствии академики) во главе с академиком АН УССР С. В. Серенсеном – совершенствовали авиационные двигатели, способствовали налаживанию бесперебойного выпуска моторов. Сотрудничество ученых и уфимских моторостроителей оказалось взаимно полезным. Как вспоминал доктор технических наук профессор Ю. С. Первушин, научные контакты с академиком АН УССР Г. С. Писаренко продолжались долгие годы после войны.

В 1944–1945 учебном году ученые института выполняли   работы по 18 госбюджетным темам, при этом часть лабораторий полностью переключилась на выполнение заказов промышленных предприятий. Для авиационной промышленности разрабатывался целый ряд научно-исследовательских тем:

«Мембранные форсунки для компрессорных авиационных двигателей», «Воздушный винт специального назначения», «Продольные колебания коленчатого вала» и т. д.. Вместе с тем необходимо отметить, что в диссертации Т. Р. Хакимова утверждалось, что невысокое качество научных разработок ученых военного периода не соответствовало общему уровню развития производства.

По инициативе ученых авиационного   института   Д.   О. Славина, Н. Ф. Вязникова и С. И. Куликова, поддержанной инженерами моторостроительного завода, заводов телефонной аппаратуры, горного оборудования, агрегатного и аппаратуры связи, в 1944 г. было создано Башкирское отделение Всесоюзного научно-технического общества машиностроения. Было положено начало творческому содружеству работников науки и производства в области машиностроения и металлообработки в республике. Первым председателем правления стал заведующий кафедрой металловедения УАИ доцент Д. О. Славин.

Продолжение следует.

Из книги «Вклад УГАТУ в Великую Победу». Составители У.Б. Гайсин, М.А.Филимонов, А.Б.Столь. Под редакцией кандидата экономических наук С.В.Новикова.

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Марафон молодежных идей

Мы помним! Мы гордимся!

УГАТУ встречает День Победы

Конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к ППС (филиал в г. Кумертау)

Студенты УГАТУ стали бронзовыми призерами олимпиады по кибербезопасности

В УГАТУ продолжается сбор гуманитарной помощи

Студента УГАТУ поздравили с 20-летием

Ветераны УГАТУ – труженики тыла принимают поздравления

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму