Александр Александрович Саркисов (19.05.1936 – 13.01.2019) – известный советский и российский учёный, конструктор, специалист в области авиационного двигателестроения, организатор производства. Генеральный конструктор, доктор технических наук, профессор. Лауреат Ленинской премии.
1959 - окончил Уфимский авиационный институт по специальности «Двигатели летательных аппаратов»;
1959-1972 - работал в Уфимском ОКБ Министерства авиационной промышленности СССР: инженер-конструктор, начальник конструкторской группы, ведущий конструктор;
1972-1982, там же: заместитель главного конструктора – заместитель руководителя организации;
1978-1983 - совмещал основную работу с преподаванием в УАИ;
1983-1987 - заместитель начальника - главный инженер 3-го Главного управления Минавиапрома;
1988-2003 - генеральный конструктор - руководитель ФГУП «Завод им. В. Я. Климова»;
с 1990 - профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
1991 - доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ;
2003 - заместитель генерального директора НПО «Сатурн», генеральный конструктор, директор Научно-технического центра им. А.Люльки.
Внёс вклад в создание и производство высокоэффективных авиационных газотурбинных двигателей для самолётов военного и гражданского назначения (Су-15, Су-25, МиГ-21БИС, МиГ-29, Ил-114, Ан140), вертолётов (Ми-8, Ми-24, Ми28, Ка-32, Ка-50, Ка-52), беспилотных летательных аппаратов. Автор вузовского учебника «Конструкция и проектирование авиационных ГТД» (1989). Вице-президент Академии наук авиации и воздухоплавания. Награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, в 1984 году вручена Ленинская премия.
Из воспоминаний профессора кафедры АД Х.Гумерова:
- Александр Александрович учился годом позже меня, но мы часто были вместе. Он говорил, что любовь к чертежам, схемам и расчетам у него от деда. Во время войны его семье, как и многим другим, пришлось испытать голод и лишения. Дед в то время был главным архитектором в Уфе.
«Узнав о нашем бедственном положении, - вспоминал Александр Александрович, - дед предложил переехать к нему. Выпускник Санкт-Петербургского института, он был одним из первых инженеров в Башкирской губернии, Тургайском крае, Оренбургской области. Мы жили в его доме, наполненном чертежами разных зданий и замечательными альбомами с видами Рима, Парижа, Лондона. Он был невероятно работоспособным человеком, сам разработал более 150 проектов, по которым были построены дворцы, больницы, гимназии. Дед стал моим главным воспитателем, я многому научился у него: как надо трудиться, претворять в жизнь идеи».
После окончания школы А.А.Саркисов выбрал Уфимский авиационный институт (ныне УГАТУ), по праву считавшийся одним из лучших учебных заведений. Защитив диплом по специальности «Авиадвигатели», попал по распределению в недавно созданное в Уфе ОКБ-26. Работал в горячих точках – занимался расчетами в группе турбин, затем стал руководителем группы камер сгорания, впоследствии ведущим конструктором особо сложных изделий. В его биографии УМКБ «Союз» был очень сложным, но успешным периодом создания короткоресурсных ТРД. Хорошие компрессор, камера сгорания, турбина - это ещё не хороший двигатель, он станет таковым при условии оптимального сочетания этих узлов, причем необязательно с экстремальными характеристиками. Эту конкретную задачу, а также организацию слаженной работы отдельных исполнителей, малых и больших коллективов своего и смежных предприятий талантливо выполнял заместитель главного конструктора. Не отступая от принципиальных интересов собственного предприятия, он находил компромиссы для продвижения общего дела со смежниками, поэтому даже среди них у него всегда находились друзья-соратники.
Александра Александровича проблемы не пугали, учился сам, учил и мобилизовывал других. Вот и появлялись двигатели, выносившие летательные аппараты на скорости во много раз превышающие скорость звука, поднимавшие их на высоты «слишком большие для поражения их с земли, но слишком низкие для поражения из космоса» (В.Н.Челомей), к тому же обеспечивающие на некоторое время полную незаметность объекта.
С заводом им. В. Я.Климова Александр Александрович соприкасался как минимум трижды. Сначала Уфа и Ленинград проектировали вместе и создавали двигатель РД-33, затем он работал в министерстве, а позже являлся Генеральным конструктором этого знаменитого КБ. Здесь рождались новые варианты знаменитого вертолетного двигателя ТВ3-117. В последние годы у нас редко создавались новые двигатели, но А.А.Саркисов силой своего таланта, блестящих организаторских способностей преодолел трудности.
Ту-141 «Стриж» — многоразовый советский оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат. Его двигатель ТРД КР-17А разработан при непосредственном участии А.А.Саркисова. В 2014 году «Стриж» стал знаковым экспонатом Фестиваля наук в УГАТУ.
Управление медиакоммуникаций
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.