Сведения об ОО

В составе Башкирской кавалерийской дивизии

Поделиться:

Биглов Хасанша Гадельшинович родился 11 июля 1924 г. в деревне Абзаново Благоварского района Башкирской АССР. В январе 1943 г. направлен в 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию на должность радиста 148-го артиллерийского полка. В декабре 1943 г. в бою под Калинниковичами был контужен. Участвовал в ряде других боевых операций 16-й Черниговской гвардейской кавалерийской дивизии (бывшей 112-й дивизии), в том числе во взятии Берлина. С 1976 г. работал старшим инженером охраны труда СКТБ «Вихрь» Уфимского авиационного института.

 - С началом войны я устроился на моторостроительный завод. Несколько раз обращался в военкомат с просьбой об отправке в Красную Армию. Тогда большинство молодых ребят, как и я, стремились на фронт. Но мне говорили, что годами не вышел, что и на оборонном заводе тоже нужны работники. И только в начале 1943 г. просьба моя была удовлетворена, и я был направлен на трехмесячные курсы связистов. Но уже через полтора месяца учеба была завершена, и я получил назначение в Башкирскую кавалерийскую дивизию в полк под командованием будущего генерала Героя Советского Союза Тагира Кусимова. С ней я и попал на фронт.

Как связист я должен был отвечать за исправное состояние линий, обеспечивать бесперебойную связь командира пушечной батареи, в которой я служил, с другими подразделениями полка и дивизии.

Служба связиста на войне очень тяжела и опасна. Особенно она опасна при обеспечении проводной телефонной связи. Чаще всего линии связи рвутся при бомбежках и артобстрелах, но связь должна работать бесперебойно, и часто можно было наблюдать, когда все в окопах и укрытиях, линейный связист где ползком, где бегом двигается между разрывами бомб и снарядов в поисках места повреждения. Особенно памятный случай произошел в боях за украинский город Чернигов. Ночью протянули связь от батареи к 58-му кавалерийскому полку, которым командовал подполковник Т. Кусимов, а утром на позиции налетела авиация противника и началась интенсивная бомбежка. Линия связи проходила за деревней, и на ней произошел обрыв. Я немедленно побежал на восстановление связи. В это время возобновилась бомбежка, и пришлось залечь. Лежу и вижу, как бомба упала в стадо скота, который пасся на лугу, и клочья овец и коров полетели в воздух. Когда отбомбили, я побежал, нашел оборванные концы линии связи и соединил. Потом только обратил внимание, что оставшиеся животные смотрят на меня глазами, полными слез, как будто просят помощи. Мне стало так их жалко, что и у меня самого слезы навернулись на глаза. В боях за Чернигов погибли многие мои товарищи, а дивизия получила почетное название «Черниговская».

После освобождения Чернигова мы двинулись к берегам Днепра и в конце сентября подошли к берегу, заняли огневые позиции, подали связь ко всем наблюдательным пунктам полка и на командный пункт дивизии. Меня командир отделения Рашидов посадил на промежуточную точку, приказал вырыть окоп на двоих недалеко от командного пункта полка и сказал, что я буду дежурным линейным осмотрщиком на всякий непредвиденный случай.

Через некоторое время оборвалась связь от командного пункта к минометной батарее. В сосновом лесу на крутом берегу Днепра от бомбардировок, которые велё       ись почти беспрерывно, дважды пришлось восстанавливать связь. А вечером за ужином получил задание склеить из 4 листов карту участка противоположного берега для командира батареи. Только успел с помощью вареной картошки из котелка склеить листы, как был вызван к комбату с катушкой кабеля, аппаратом и заземлением, автоматом с запасными дисками и двумя гранатами. Выяснилось, что предстоит переправа на противоположный берег. На понтонном плоту находилась пушка с орудийным расчетом, несколько разведчиков, командир взвода и я, связист. Другой берег широкой реки был едва виден, место на полуостровке, где предстояло пристать, заросло кустами. Когда стемнело, командир батареи Нагаев проверил нас, проинструктировал, пожелал удачи и сказал, что за нами последуют другие. Ночь была очень темная, и плот, подталкиваемый крепкими руками артиллеристов и разведчиков, видимо, уже опытных пловцов, двинулся к противоположному берегу. Когда понтон был почти у цели, противник нас заметил и открыл ураганный огонь. Быстро сориентировавшись, плот пустили по течению к месту, где берег был круче, а заросли лозы гуще и река глубже. Вскоре плот сел на мель. Пушку пришлось спускать в воду, а затем выкатывать на берег. Перенесли снаряды. Двое разведчиков поднялись наверх, где уже разгорелся бой и шла плотная стрельба. Это эскадроны кавалеристов, захватившие плацдарм, удерживали позиции, отражая яростные атаки противника. Артиллеристы быстро выкатили пушку на край берега и поспешили найти позицию для стрельбы с ходу прямой наводкой. Дело шло к утру. По приказу командира взвода я потянул кабель к позициям эскадрона, где меня хотели оставить, но, связавшись с батареей и узнав, что ее атакуют и там на счету каждый боец, я попросился назад. Ползком я добрался обратно, когда уже забрезжил рассвет.

Танков еще не было видно, но слышался их грохот. Командир взвода приказал развернуть пушку для стрельбы вдоль берега, оставить возле нее наводчика и заряжающего, а всем остальным выдвинуться вперед на 20 метров и отбивать атаку, мне же приказал следовать за собой. Противник, не ожидавший на этом участке нашего появления, с рассветом узнал о нас по удару, нанесенному орудием по его позициям с очень короткой дистанции, и поэтому эффективному. Спустя некоторое время появились два танка. Хорошо замаскированное орудие, у которого ствол находился почти на уровне земли, подпустило танки на дистанцию нескольких десятков метров и в упор расстреляло первый танк, а второй исчез с поля боя. Воодушевленные удачей, бойцы резким броском вперед заняли край обрыва. Вскоре подоспело подкрепление. Во второй половине дня взвод, продвинувшись еще глубже, занял огневую позицию. Командир батареи Нагаев, переправив все орудия, подтянул батарею ближе к кавалеристам. К ночи противник стал готовить контратаку, чтобы сбросить нас в Днепр. Позиции взвода находились у подножья холма, а немцы сосредотачивались недалеко в лесу. Наблюдательный пункт находился на вершине холма, и было видно, как к противнику подходили подкрепления пехоты и танков. К середине ночи завязался новый бой. Прямой наводкой было сожжено несколько машин, а эскадроны пошли в атаку. После этих боев мне дали два дня отдыха в тылу, но на другой же день приказали протянуть связь в штабной тыл и отдыхать, дежуря у аппарата. После отдыха перебросили на новый участок, где готовилось наступление.

Во время марша мне передали по строю команду: «Биглова в голову колонны». Там были комбат Нагаев и парторг Рашидов с командиром полка Хабировым. Командир полка зачитал указ о награждении меня медалью «За отвагу». Это была первая боевая моя награда.

Из книги «УГАТУ в годы Великой Отечественной войны: исторический очерк и воспоминания ее участников Составители У.Б. Гайсин, М.А.Филимонов, Т.С. Конюков. 2015 год.

Управление медиакоммуникаций




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Фасад корпуса №4 УГАТУ украсил стрит-арт «Идель»

"Цифергауз" проводит конкурс для медиа-художников России

Студенты УГАТУ присоединились к акциям Всемирного дня без табака

Ученые Евразийского НОЦ повысили навыки преподавания на английском языке

«Яблочки» и «Скорпионы» против курения

Под Сталинградом

Глава Росстандарта провел в УГАТУ открытый урок для школьников

В УГАТУ стартовал национальный этап международной олимпиады школьников

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму