2024 год, объявленный Президентом России Владимиром Путиным Годом семьи, для поколения Абдуллиных юбилейный – ровно 80 лет тому назад, в 1944 году положено начало их учительской династии, основоположником которой является Фаузия. Ей было всего 19 лет, когда ее взяли на работу в местную школу.
Сегодня педагогический стаж династии семьи Абдуллиных достаточно велик и составляет более 300 лет. Основателями педагогической династии являются Абдулла Сайфуллович и его супруга Тамила Мугаттаровна. Они передали свое профессиональное мастерство в деле обучения и воспитания подрастающего поколения своим дочерям и внукам.
Каждый представитель этой педагогической династии по-своему творческий и талантливый человек. Они преподавали и сейчас преподают разные предметы, но всех объединяет профессионализм, стремление к творчеству, требовательность к себе и желание отдавать сердце детям. Их выпускники работают по всей республике, России, за рубежом и лучшей наградой за их труд являются любовь, память и уважение учеников.
Декан факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики Уфимского университета науки и технологий, профессор Гульфира Абдуллина – потомственный учитель во втором поколении.
- В нашей семье четверо детей, - начинает разговор о семейной династии Гульфира Рифовна. - Я, брат, сестренка, сноха и два внука закончили Стерлитамакский госпединститут (ныне - СФ УУНиТ). А вот со стороны отца, в семье Абдуллы бабая (родного брата моего отца) – он сам, жена, две дочери, зять и две внучки – педагоги. У родных сестер отца: Фаузии инэй – она сама, три сына, три снохи, три внучки, у Раузы инэй – сын и внук, Фарии инэй – и сама, и дочь – все педагоги.
Со стороны мамы родные сестренки и брат выбрали учительские профессии: Файма апай – сама, муж, сноха, Зайтуна апай, Нургали абзый с супругой, сноха, Сания апай – сама, дочь. Вот как нас много! И все мы родом из села Макарово Ишимбайского района.
Абдулла Сайфуллович ушел на фронт 17-летним парнем, играл на курае, сделав его на войне из алюминия самолета. Служил летчиком. Воевал на территории Японии. После войны поступил учиться в Учительский институт в Стерлитамаке (Стерлитамакский филиал), преподавал историю, долгие годы работал директором. В 1968 году, являясь делегатом Всесоюзного съезда учителей, спел перед делегатами башкирскую народную песню.
- Я закончила башкирское отделение факультета начальных классов Стерлитамакского пединститута, - продолжает Гульфира Рифовна. – Когда я пришла работать в школу, директор меня спросила: «Отличница? Все предметы знаешь на пятерку?» «Кроме математики - да, но зато по методике преподавания математики защитила диплом на пятерку!». «Меня интересует башкирский язык». «Так это мой любимый предмет! Мне как раз предложили поступать в аспирантуру, но я решила год поработать в школе». «Все, девочка, ты у меня будешь работать учителем башкирского языка, который мы только вводим в школе».
Вот так, молниеносно, директор школы №21 Стерлитамака Елена Кузнецова 20-летнюю Гульфиру с горящими глазами превратила в учителя родных языков, тем самым дав путевку в жизнь! Молодой специалист Абдуллина вела в неделю 39 часов при нормативе 21. В тот же год ее заставили принять участие в городском конкурсе "Учитель года", где она поделила 1-2 места с очень опытным учителем. На республиканский уровень не вышла, так как знала, что вернется в вуз.
Через год стала ассистентом кафедры башкирской и русской филологии Стерлитамакского пединститута. Поступила в очную аспирантуру. Параллельно работала в школе. В одно время работала аж в трех местах: в вузе, школе и строительном техникуме, при этом учась в аспирантуре. Досрочно защитилась. И дальше – вверх, по ступенькам карьерной лестницы! В 34 года – защита докторской, в 35 – уже профессор, заместитель декана по научной работе.
Сегодня Гульфира Рифовна декан факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики Уфимского университета. С 2012 года – эксперт в области научно-технической сферы при Минобрнауки России, член Экспертного совета по филологии и искусствоведению ВАК Минобрнауки РФ, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований, в последующие годы – эксперт Российского научного фонда, Ученый секретарь Научного совета по языкознанию, прикладной лингвистике и информационным технологиям Академии наук РБ.
Ученым подготовлено и опубликовано более 500 научно-методических работ, в том числе 14 монографий, 2 словаря, 9 учебников и учебных пособий (1под грифом УМО РФ, 4 – под грифом МО РБ).
Родственники Абдуллины встречаются часто. Уже во втором и третьем поколениях, не за горами и четвертое! Как правило, юбилеи, дни рождения, семейные праздники начинаются с поздравлений, пожеланий, а заканчиваются «расширенным педсоветом». Каждый делится своими новостями, но больше говорят об учениках и их достижениях.
- Наверное, уже тогда, в детстве, когда я декламировала стихи на башкирском языке, а остальные слушали меня с неподдельным интересом, поняла: кто владеет словом – тот владеет миром. Овладевать миром я не собираюсь, но силу слова за свой почти 30-летний стаж педагогической деятельности ощущаю в полной мере. Как потомственный учитель словесности искренне верю в искусство слова и стараюсь передавать это чувство своим любимым студентам, - говорит Гульфира Рифовна.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.