Нынешний год объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника. И мы часто на страницах нашего сайта рассказываем об известных ученых, педагогах, которые воспитали не одно поколение учеников. А сегодня хотим обратить ваше внимание на молодых преподавателей, которых с каждым годом в университете становится все больше.
Легко ли быть молодым преподавателем вуза? Дает ли небольшая разница в возрасте с учениками – студентами какие-то преимущества или создает дополнительные трудности в работе? Как найти баланс между наукой и преподаванием? Эти и другие вопросы мы адресовали тем, кто только делает первые шаги на таком нелёгком, крайне ответственном, но от этого не менее увлекательном и удивительном пути становления опытным и профессиональным педагогом. Попросили рассказать о себе, своей работе, её значимости и дать совет таким же молодым преподавателям и студентам, мечтающим о профессии учителя.
Руководитель лаборатории электрофизических и электрохимических методов обработки Единого инновационного комплекса, старший преподаватель кафедры технологии машиностроения Института технологий и материалов Роман Есипов говорит, что вдохновил его начать заниматься наукой во время учебы коллектив кафедры. А точнее, нынешний директор Института технологий и материалов Юлдаш Гамирович Хусаинов, впоследствии ставший научным руководителем его диссертационной работы.
– Областью моих научных интересов стали ионно-плазменные и лучевые технологии модификации поверхности металлов и сплавов. Эти направления меня привлекают своей сложностью и красотой физических процессов. Каждый эксперимент словно новая книга со своими тайнами и загадками, на которые ищешь ответы, – рассказывает Роман. – По совместительству я являюсь 3D-художником и ментором в Университете цифровых искусств, занимаюсь созданием трёхмерных персонажей для компьютерных игр и фильмов. Это увлечение позволяет преподавать в вузе и читать лекции по дисциплине «Графическое моделирование в машиностроении», а также вдохновляет на мотивирование студентов к изучению этого предмета. Я веду диалог со студентами, стараюсь узнать их цели и получить обратную связь, даю советы и лайфхаки. Так же поступали мои школьные и вузовские учителя. В работе с дипломниками участвую в разработке их проектов, ищу сильные стороны ученика, учитываю его пожелания к проекту. Благодаря этому дипломная работа получается эксклюзивной, что высоко оценивается комиссией и работодателем. Несмотря на то, что мое научное направление мало связано с преподаванием, исследования дают вдохновение к творчеству и преподаванию, и наоборот. Например, при изучении каких-либо процессов я испытываю чувство игры и азарта, хочется понять суть происходящих явлений. Эти ощущения стараюсь передать студентам, чтобы они с интересом изучали предмет.
Старший научный сотрудник лаборатории «Сенсорные системы на основе устройств интегральной фотоники», доцент кафедры телекоммуникационных систем Анна Воронкова преподает в вузе с 2015 года и сейчас у нее два полных курса дисциплин: «Информационная безопасность» и «Оптические системы передачи».
– Преподавать мне нравится, особенно, когда во время занятий получаешь от студентов обратную связь, – отмечает Анна. – Преимущество молодого преподавателя, на мой взгляд, заключается в том, что студенты не боятся общаться, задавать вопросы, интересоваться предметом. И еще: очень здорово быть ученым и преподавателем одновременно. Это позволяет включить в свои курсы материалы по научным достижениям нашей команды (которые не уступают мировым), что сразу повышает интерес студентов к предмету, потому что им рассказывают то, что не написано в учебниках. И, конечно, такое «сочетание» – преподаватель-ученый – позволяет привлекать студентов в свою команду, повышая интерес к науке в целом.
А вот для ассистента кафедры современного русского языкознания Высшей школы Отечественной филологии Дарьи Ложкиной, наоборот, самым трудным в преподавании является невозможность полностью посвятить себя исследовательской деятельности, как это было в аспирантуре.
– Быть молодым преподавателем непросто, – говорит Дарья. – Важно правильно выстраивать отношения со студентами, и возраст в этом деле иногда мешает. Я понимаю и желание студентов поспать подольше, и их занятость, могу посмеяться с ними над одними шутками. Но у меня, как и у многих преподавателей, вызывают раздражение плохо подготовленные и непродуманные проекты и выступления, несоблюдение минимальных требований, что закономерно приводит к критике студенческих работ. Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций, я заранее обговариваю правила нашей со студентами работы в течение курса и мои требования, за несоблюдение которых есть своего рода «наказания» – например, пара, где вместо креативных проектов мы решаем упражнения из методички. В общем, реалии преподавательской жизни довольно суровы. И хотя я понимаю, что многие важнейшие навыки можно приобрести только так, а общение с талантливыми студентами всегда заряжает энергией и вдохновляет, все же не могу не скучать по временам, когда моей единственной заботой было написать новую научную статью.
Выпускник университета 2021 года Руслан Уразбахтин начал работать на кафедре электромеханики еще будучи студентом – с 2017 года. Сейчас он – начальник отдела исследований БЛА Передовой инженерной школы «Моторы Будущего».
– Непосредственно преподавать я начал в прошлом году, – рассказывает Руслан. – Веду практические и лабораторные работы у студентов 3 и 4 курсов. Преподавательская деятельность для меня – это возможность пообщаться со студентами, понять их интересы и уровень подготовки, найти перспективных ребят и помочь им с развитием. Проблем с общением и дисциплиной на занятиях никогда не было. Главное – знать свой предмет и свое дело. В этом случае студенты учатся с интересом и относятся к преподавателю уважительно.
Первые его ученики – магистранты факультета наук о Земле и туризма – были старше своего учителя на год. Ведь выпускник Физико-технического института, тогда – аспирант, а ныне старший преподаватель кафедры геофизики Филюс Давлетшин поступил в университет, когда ему было всего 16 лет.
– Но особого волнения в связи с этим я не чувствовал, т.к. в школе активно участвовал в различных культурно-массовых мероприятиях, и уверенности мне было не занимать, – говорит Филюс. – Первое занятие по дисциплине «Геофизические методы исследования» прошло хорошо, ведь магистранты – люди уже довольно взрослые, многие уже работали параллельно с обучением, и вели они себя дисциплинированно и уважительно по отношению ко мне как к молодому преподавателю. В школе мне нравились физика и математика, поэтому учиться в вузе было интересно, но о преподавательской карьере я тогда еще не задумывался. После магистратуры продолжил обучение в аспирантуре, начал заниматься научной работой под руководством профессоров нашей кафедры: Рамиля Фаизыровича Шарафутдинова, Айрата Шайхуллиновича Рамазанова, Рима Абдулловича Валиуллина. Сегодня совмещаю преподавание в университете и Кушнаренковском многопрофильном профессиональном колледже, где веду занятия по геофизике у студентов данной специальности, параллельно занимаясь профориентационной работой. Хотя меня всегда больше увлекала наука (сегодня я также активно занимаюсь научной работой, являюсь исполнителем различных грантов РНФ, Министерства науки и высшего образования РФ), педагогическая деятельность мне нравится. Для меня настоящий преподаватель – это человек, который умеет объяснять сложные вещи простыми словами, к этому идеалу я и стремлюсь в своей работе.
Вот такие они разные – молодые преподаватели Уфимского университета. Креативные, талантливые, увлеченные своим делом, серьезно занимающиеся научными исследованиями и пытающиеся найти баланс между педагогикой и наукой, передающие полученные знания и свой пока небольшой опыт студентам и смело смотрящие вперед. Пожелаем им удачи, пытливых учеников, новых побед и достижений на профессиональном пути!
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.