Август и сентябрь - традиционная пора возвращения к деловой и учебной жизни после отпусков и каникул. Для многих - студентов, преподавателей, сотрудников университетов - она связана с психологической перестройкой. Почему переход к учебному и рабочему ритму может вызывать внутреннее сопротивление? И как сделать этот переход наиболее комфортным? Разбираемся вместе с клиническим психологом, преподавателем кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Уфимского университета Эмилией Латыповой.
- С точки зрения психологии, время начала работы и учебы после каникул - это форма реадаптации, - рассказывает Эмилия Римовна. - Наш организм и психика за период отдыха перестраиваются: снижается уровень кортизола - гормона стресса, увеличивается активность дофаминовой и серотониновой систем, формируются новые привычки, связанные с нерабочей порой, замедлением темпа и спонтанностью. Возвращение к рабочей активности требует усилий от психики: запускается процесс мобилизации ресурсов, что не всегда происходит гладко, особенно если отпуск был длительным или насыщенным эмоционально. Сложности усиливаются и физиологическими причинами: сбивается режим сна, изменяется уровень физической активности, меняется гормональный фон. Все это приводит к тому, что первый рабочий или учебный день нередко сопровождается апатией, снижением концентрации и даже раздражением.
- Эмилия Римовна, скажите, пожалуйста, как студентам минимизировать стресс от начала учебы?
- Для этого возвращаться к учебе нужно осознанно! Не стоит ожидать от себя моментальной включенности в учебный процесс. Оптимальный период психологической адаптации — от 5 до 14 дней. В это время особенно важно выстроить режим сна, питания, распределения нагрузки. За 3–5 дней до начала занятий следует ложиться и вставать по графику, приближенному к учебному, и продолжать следовать ему в дальнейшем. Это поможет биоритмам «перенастроиться» и снизит утренний стресс. Рекомендуется использовать технику "малых шагов". Для этого формулируйте конкретные и достижимые цели на первую учебную неделю. Например, «повторить лекции прошлого семестра», «организовать рабочее пространство», «прийти на первую пару без опозданий». Это активизирует внутреннюю мотивацию и формирует чувство контроля.
- А какими приятными моментами можно "украсить" начало нового учебного года?
- Можно придумать свои учебные ритуалы, они помогают перейти в нужное состояние. Это может быть чашка вкусного чая перед началом занятий, короткая прогулка перед подготовкой к семинару или просто включение фокус-музыки. Мозг начнет ассоциировать эти действия с концентрацией и учебой.
- Как преподавателям и сотрудникам сделать свой профессиональный старт плавным и комфортным?
- Запланировать на этот период встречи, планерки, методическую работу, — всё то, что позволяет «разогреться» без избыточного напряжения, но не перегружать первую неделю. Сделать приоритетом стратегическое планирование. Начать с обзора задач на семестр, актуализации целей, разработки структуры курсов. Это помогает не только организоваться, но и снизить тревожность перед началом учебного года.
- Возможна ли для продуктивной работы какая-то особая организация?
- Существует методика «помидора» - это работа по 25 минут с короткими перерывами или деление дня на тематические сегменты. Это помогает избежать перегрузки и сохранить работоспособность. Используйте также ресурс отдыха. Вспомните, что в отпуске давало вам энергию: прогулки, чтение, музыка, хобби. Постарайтесь сохранить хотя бы часть этих привычек в рабочем ритме - это будет подпитывать внутренние ресурсы в течение осени.
- Есть ли у психологов универсальные принципы здоровой адаптации?
- Да, это в первую очередь терпимость к себе. Первые дни могут быть неэффективными - это нормально. Не торопите себя, не сравнивайте с другими.
Общайтесь с коллегами, однокурсниками, обсуждайте не только работу, но и эмоции от возвращения. Взаимная поддержка - мощный инструмент адаптации. Избегайте перегрузки, не старайтесь «охватить всё». Начинать нужно с главного и актуального. Обязательно включите физическую активность. Даже 15–20 минут прогулки или разминки в день улучшают когнитивные функции и снижают уровень тревожности.
- Важно понимать, трудности при возвращении к работе и учёбе - не признак лени или слабости, - подводит итог Эмилия Римовна. - Это естественный процесс перестройки психики. Позвольте себе адаптироваться, соблюдайте баланс между активностью и восстановлением. И помните, что постепенность, поддержка и ясные цели - три кита, на которых строится успешный старт. Пусть новый учебный год станет не источником стресса, а точкой роста. Желаю каждому студенту, преподавателю и сотруднику университета мягкого старта, крепкого внутреннего ресурса и уверенности в своих силах.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.