Сведения об ОО

Снежок сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Поделиться:

До Нового года остались считанные дни, и все мы живем в ожидании новогодних чудес, яркого праздника и долгожданных каникул. Как отмечали Новый год в старину, какие традиции празднования этого любимого всеми дня почитали наши предки, есть ли среди них такие, которые сохранились до сих пор. Об этом можно узнать из уникальных изданий,  которые хранятся в Секторе редких и рукописных книг Уфимского университета. А сделать обзор этих материалов и прокомментировать некоторые факты истории празднования Нового года мы попросили выпускницу исторического факультета нашего вуза, почти 20 лет возглавлявшую Отдел редких книг Ларису Хохлачеву.

«С Новым годом! С новым счастьем!» Ежегодно в ночь с 31 декабря на 1 января мы традиционно поздравляем так друг друга. И, скорее всего, мало кто задумывается, почему  мы говорим именно эти слова, и именно в таком порядке, – говорит Лариса Ивановна.  – Поздравление имеет церковные корни, ежегодно на праздничном богослужении священники произносили эти слова. Верующие и служители церкви связывали поздравление «с новым годом» и «с новым счастьем»  с верой в магическую силу слова.  Полагали, что, желая кому-либо на Новый год счастья, тем самым магически призывали это счастье на него, обеспечивали ему его на весь предстоящий  год.

В рассказе «У колокольных часов» есть эпизод с иноком-звонарем: «Вот, мелькнуло в уме у него: - ударю я двенадцать раз, и все они, что внизу копошатся, точно по команде или по уговору, одновременно воскликнут: с новым годом! С новым счастьем! Счастье… счастье! Какое это хорошее слово! Не то счастье, что одиночкам служит, что баловно и переменчиво, а то, которое по всей стране стелется, которое народным благом зовется».

У языческих славян до принятия христианства Новый год не праздновался, но существовал  праздник, который потом стал называться Колядою, праздником рождения солнца. Отмечался он зимой в то время, когда солнце доходило до наименьшей степени своей силы и возвращалось снова на весну. То есть в день зимнего солнцестояния.

– Есть мнение, что славянская Коляда – это измененное слово Calendae, и пришло оно в Украину и Белоруссию от поляков, которые заимствовали его от западных европейцев, – комментирует Лариса Хохлачева. – Скорее всего, имя Коляда произошло от слова коло – круг, колесо и имеет сходство со скандинавским словом Иола, которое означает круг солнца.

В праздник Коляды славили нарождающиеся солнце, из чего следует заключить, что год славяне начинали с зимнего поворота. В дни праздника ходят колядники со звездой, символом солнца (с принятием христианства стали ходить с Вифлеемской звездой на посохе), под  окнами и поют обрядные песни юношам и девицам. А те, в свою очередь, гадают. Девушка хочет узнать своего суженого, юноша – свою будущую подругу. Как гадали наши предки? Вот несколько гаданий, которые описаны в статье  «Праздники языческих славян» историком Николаем Костомаровым, опубликованной в Исторической хрестоматии в 1897 году, а также в книге этнографа, фольклориста и писателя Сергея Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» в 1903 году. Чтобы узнать своего суженого, девушки выводили коня и проводили его через бревно; если конь не зацепится, то муж у той, которая гадает о себе, будет добрый, в противном случае – сердитый.  Костомаров пишет, что гадания на кольце и посредством кур, когда птиц заставляют пить воду, есть хлеб, брать кольца и т.д.,  – очень древние гадания и сходны с гаданиями римских авгуров.

После принятия славянами христианства, праздники меняют своих героев – вместо рождения Коляды празднуют Рождество Христово, вместо Лад-света или Белого бога, покровителя земледелия, славят святого Илию, который носит плеть из жита, и где махнет ею, там растет хлеб. Однако язычество окончательно не уходит, остается в песнях-колядках, в святочных гуляниях и гаданиях.                                                     

– Святочные гадания были любимым развлечением россиян.  Что уж говорить, к гаданиям и нынешнее поколение молодых девушек не равнодушно, – говорит с улыбкой Лариса Ивановна.  – Гадают и под Рождество, и под Крещение, но самым верным считается гадание под Новый год. Как в язычество, так и  в эпоху христианства, цель гадания одна – узнать, скоро ли,  куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят). Наиболее распространенными видами гаданья считается литье олова или воска, гадание с петухом, выбрасывание за ворота башмаков или лаптя и обычай «хоронить золото».

В большинстве случаев девушки гадают без участия парней. Но есть способы гадания, в которых принимает участие молодежь обоего пола. Например, гадание на росстанях дорог. Перекрестки издревле считают любимым местом нечистой силы. Парни и девушки садятся в кружок, очерчивают себя кругом, прикрываются белой полотняной  скатертью и напряженно вслушиваются в тишину морозной зимней ночи. Если кто-нибудь услышит звон колокольчика – значит, девушка выйдет в ту сторону, а парень возьмет оттуда жену. Гадание на перекрестках дорог требует, что бы никто не выходил из круга, пока все не будут «расчерчены».

– Сегодня сложно себе представить такое зрелище, особенно в городах. Можно либо стать участником ДТП с определенным исходом, либо создать транспортный коллапс. Даже в деревне трудно осуществить такое гадание, ну если только  в очень глухой деревеньке, куда и добраться-то затруднительно. И результат гадания может быть не корректным ввиду отсутствия звуков вообще.

В большом ходу был обычай «класть колодезь под головы». Колодец – не что иное, как лучинки, положенные четырехугольником. Приговаривают при этом: «Суженый-ряженый, приезжай коня поить», после чего ложатся спать и запоминают, кто приснится, тот и жених.  В наше время лучины не найти, но их можно запросто заменить китайскими палочками для еды, главное – не ограничивать свою фантазию, – советует Лариса Ивановна.

С языческих времен осталась традиция рядиться в костюмы и маски на святки. Еще загодя парни заготавливали самодельные маски, бороды из льна и шутовские костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных мехом наружу, полушубков и пр.  Обязательно из соломы делали чучело лошади. Затем собирались у  кого-либо в доме, одевались и отправлялись по деревне с песнями и криком. Веселой ватагой ходили из хаты в хату, плясали и пели, выпрашивая табаку и денег.

– Святки с их разгульным весельем не всегда гладко вписывались в требования церкви: было время, когда ношение масок, пляски и обряды в это время сурово порицались. Однако со временем Святки превратились в общенародный праздник, когда, невзирая на сословные границы, все вместе славили Иисуса Христа и радовались окончанию рождественского поста. У святочных гуляний было две цели: отогнать злые силы и обеспечить плодородие и процветание рода.

Сегодня, конечно, почти все эти традиции канули в лету. Но знать о том, как жили наши предки, как отмечали наш любимый праздник, наверное, будет интересно многим. 

 

 




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

Уфимский университет расширяет рамки сотрудничества с вузами Республики Беларусь

Марафон дней открытых дверей подводит итоги

Студенты Уфимского университета удостоены именных стипендий ОДК-УМПО

Поздравляем победителей Всероссийских конкурсов «Здоровый университет» и «Будь здоров»!

Студенты Уфимского университета осваивают навыки проектного мышления

Студенты Ишимбайского филиала УУНиТ проходят практику в ОДК-УМПО

Представители Института права приняли участие в работе Клуба экспортеров

В Уфимском университете новый проректор по дополнительному образованию

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму