Профессия «Родину защищать» всегда была и остается самой почетной и уважаемой во всем мире. Любая война когда-то заканчивается, и после ее окончания вооруженным силам будут крайне необходимы квалифицированные, технически подкованные, продвинутые специалисты для обслуживания самолетов, вертолетов и другой аэродромной техники.
Именно такой инженерный спецназ готовит Военный учебный центр (ВУЦ) Уфимского университета науки и технологий - единственный вуз в Республике Башкортостан, где ведется военная подготовка студентов. Пройти ее можно в двух вариантах: для дальнейшей службы по контракту или для того, чтобы уйти в запас. В первом случае выпускник университета становится кадровым офицером и должен отслужить три года в армии на офицерской должности. Второй вариант — это подготовка военнослужащих запаса: офицеров или солдат, которая освобождает от срочной службы в армии.
В Военном учебном центре на постоянной основе идет укрепление и расширение учебно-материальной базы. И недавно ВУЦ получил новые образцы вооружения и оборудования.
Все изделия были переданы вузу Министерством обороны РФ, а вот обновление лабораторных аудиторий и размещение оборудования проводилось силами преподавательского состава и сотрудников военного центра. Большую помощь оказали студенты и курсанты ВУЦ. Сейчас кое-где еще идет доработка изделий, но в целом учебные классы уже готовы принять обучающихся.
Ну, что, пройдемся по специализированным аудиториям!
Своеобразную экскурсию начнем с класса авиационного вооружения. Здесь находятся ракеты Р-13, Р-27, Р-60, Р-73, С-13, С-21. В арсенале боевой авиации нашей страны есть целое семейство бронебойных, реактивных снарядов С-13 типа "Тулумбас". Несколько непривычное название соответствует ударному музыкальному инструменту - разновидности литавр. Нынешние модификации ракеты полностью отвечают требованиям времени: С-13 последних версий способны пробивать железобетонные укрытия толщиной до одного метра и земляные валы толщиной до шести метров. К слову, ракеты универсальные, их можно пускать с любого самолета или вертолета.
Рядом расположились авиационные пушки «А» и «ГШ» знаменитого тульского оружейного дуэта Василия Грязева и Аркадия Шипунова – создателей известного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1». Современные модификации пушек входят в дистанционно-управляемый боевой модуль, составляющий основу вооружения на базе платформы «Армата».
В классе авиационного оборудования можно увидеть катапультное кресло многоцелевого истребителя 4 поколения Су-27 и высотно-компенсирующий костюм летчика (здесь его ласково называют Иван Иванычем) со спасательным поясом и комплектом кислородного оборудования. Отметим, что на модификациях прославленного самолета Су-27 было установлено 59 мировых рекордов. Именно на нем летчик-испытатель Виктор Пугачев на авиасалоне в Ле Бурже продемонстрировал свою впечатляющую «кобру», укрепив международный триумф боевой машины. Новаторский внешний облик самолета надолго определил тенденции в дизайне истребителей. Сегодня тон в небе задают потомки легендарного самолета – «складные крылья морской авиации» Су-33, тандем Су-30, трансзвуковой боец Су-35 и дерзкий «утенок» Су-34.
В классе рядом собраны «черные ящики» - те самые, которые тщательно ищут и расшифровывают после аварий. Только окрашены они совсем не в черный, а в яркий оранжевый цвет, который лучше видно издалека. На самом деле черный ящик – это особым образом защищенный записывающий аппарат, схожий с жестким диском компьютера или картой памяти. Здесь регистрируются и сохраняются все важные параметры полета и работы авиалайнера, а также разговоры в кабине пилотов.
В классе радиолокационного оборудования в соответствии с названием можно посмотреть, как в реальности работают радиолокатор, радиокомпас, радиовысотомер.
По соседству – класс конструкции вертолета, где воспроизведена кабина военно-транспортного вертолета Ми-8 – самой массовой винтокрылой машины в мире. Нелишне вспомнить, что именно военные вертолетчики первыми прибыли к месту аварии на Чернобыльской АЭС, а поврежденный реактор засыпали песком как раз с вертолетов Ми-8.
Авиационный тренажер используется для изучения работы вертолетного оборудования, проверки и настройки бортовых систем, технического обслуживания вертолета.
А в лаборатории неразрушающего контроля студенты изучают виды и методы контроля: магнитный, вихретоковый, электрический, радиоволновой и т.д.
Завершая обзор, хотим отметить, что все это оборудование используется на теоретических занятиях, а вот практические навыки студенты осваивают на «живой» технике - самолетах МиГ-29, Су-27, Су-34 и вертолетах Ми-2, Ми-8МТ, Ми-24. Эти отработавшие летный ресурс машины находятся на загородной стоянке авиационной техники УУНиТ (рядом с аэропортом Уфы).
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.