В Национальной библиотеке Башкортостана состоялся круглый стол «Пещера Ямазы-Таш (Игнатьевская) – историческое и культурное наследие башкирского народа, источник башкирских эпосов и легенд».
Первым выступил инициатор и организатор мероприятия – историк, кандидат философских наук, доцент Института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий Айрат Багаутдинов. В своем выступлении он подробно рассказал о своей гипотезе, о роли рисунков и знаков пещеры Ямазы-Таш в формировании эпосов, мифов и легенд башкирского народа. Большинство эпосов, в том числе и эпос «Урал Батыр», являются космогоническими. Багаутдинов считает, что идеи жизни и смерти, борьбы добра и зла, образы добрых и злых существ, символику чисел 3, 7, 14, 28 древние составители башкирских эпосов и легенд перенимали из рисунков и знаков пещеры Ямазы-Таш. Рисунки в двух древних башкирских пещерах эпохи верхнего палеолита «Шульган-Таш» и «Ямазы-Таш», рисунки и знаки на их стенах, оказали большое влияние на становление общественного сознания, мифологического мировоззрения формирующегося башкирского этноса в прежние столетия.
Доклад доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан Айтугана Акманова был посвящен истории башкирского народа. В ходе презентации он рассказал об основных этапах исторического пути этноса, начиная с древнейших времен по настоящее время. Основной акцент им был сделан на анализе исторического феномена формирования на земле башкир атмосферы доброжелательности и дружбы между различными народами. Далее профессор Акманов подробно остановился на правовых аспектах и особенностях вотчинного права башкирского народа, когда весь народ обладал правом на землю. Он также отметил добровольный характер вхождения башкир в состав Российского государства, историческое умение башкир строить отношения на взаимовыгодной для сторон договорной основе.
Выступление следующего спикера – кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Центра социокультурного анализа Академии наук Республики Башкортостан Закирьяна Аминева было посвящено анализу эпоса «Урал-Батыр как космогонического эпоса. Ему удалось достаточно убедительно и аргументировано дешифровать семантику и смысл основного сюжета эпоса, где Урал-Батыр предстал демиургом и основателем жизни на территории древнего Башкортостана. Борьба добра и зла, жизни и смерти через призму анализа основных сюжетов эпоса «Урал Батыр», предстали как неотъемлемая часть жизни человеческого общества.
Заведующий отделом рукописей и редких изданий Национальной библиотеки Башкортостана, кандидат филологических наук Флюр Сибагатов в своем выступлении подробно остановился на исторических и культурных связях башкирского народа с другими народами, проживающими территориально в странах южнее Башкортостана – Иран, Индия и другие. Взаимовлияние национальных особенностей в сфере языка, культуры, фольклора исторически обогащало культуру всех народов и стимулировало на новые творческие поиски.
В работе круглого стола также приняли участие и выступили краведы Риаз Исхаков, Фарида и Вероника Мичники, Альбина Харунова, а также студенты Уфимского университета науки и технологий и Уфимского государственного нефтяного технического университета. Мероприятие вел заведующий отделом краеведения Национальной библиотеки Азат Ибрагимов.
Пещера Ямазы–Таш тесно связана с этногенезом башкирского народа. Известные советские и российские историки и ученые, доктора исторических наук, академики Академии Наук Республики Башкортостан Нияз Мажитов и Раиль Кузеев в своих работах начало этногенеза древних башкир связывают со второй половиной 1 тысячелетия нашей эры. С этого времени до начала 20 века пещера Ямазы–Таш была в составе древней территории Башкирии, позже в составе Шайтан-Кудейской волости, старшина Юлай Азналин – отец Национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. С 1917 года по настоящее время пещера находится на территории Челябинской области и переименована в Игнатиевскую, по имени старца, жившего в конце 19 века в пещере.
Впервые сведения о пещере (без упоминания названия) опубликованы в книге Петра Рычкова «Топография Оренбургская» в 1762 году. Подробное исследование пещеры 23-24 мая 1770 года провел немецкий ученый, биолог и энциклопедист Петр Паллас. В своих записях он отметил, что башкиры называют пещеру Ямазы-Таш.
В 1980 году советский археолог Валерий Петрин при исследовании пещеры впервые обнаружил на ее стенах рисунки и знаки эпохи верхнего палеолита. В 2023 году башкирский историк, кандидат философских наук, доцент Института гуманитарных и социальных наук Уфимского университета науки и технологий Айрат Багаутдинов провел исследование по дешифровке знаков и рисунков пещеры и представил оригинальную гипотезу о статусе пещеры как древней астрономической обсерватории, поскольку в ней на потолке Дальнего зала нарисована карта звездного неба, в том числе созвездия Тельца и Девы. В Большом зале пещеры он дешифровал три варианта вычисления первобытным человеком 4 фаз Луны.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.