27 ноября в Уфимском университете состоялся «Акселератор по молодежной политике и воспитательной деятельности в вузе», собравший преподавателей Института гуманитарных и социальных наук.
Основная цель данного мероприятия заключалась в развитии инновационных подходов к воспитательной деятельности и молодежной политике, актуальных для высших учебных заведений. На официальном открытии проректор по молодежной политике и воспитательной работе Валентин Солодовник подчеркнул значимость воспитания в вузовской среде. Он отметил, что преподаватели играют ключевую роль в формировании у студентов традиционных ценностей и воспитании социально ответственного гражданина России — активного участника общественной жизни, готового отстаивать интересы своей страны.
В рамках встречи ее участники провели обсуждения на актуальные темы, среди которых — создание условий для самореализации молодежи в воспитательной среде образовательных учреждений на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Кроме того, внимание было уделено следующим ключевым вопросам: «Воспитательная деятельность в ИГСН»; «Векторы развития молодежной политики и воспитательной деятельности в вузе»; «Образовательная среда и воспитание. Ценностные результаты современного образования». И была проведена деловая игра «Конструктор воспитательной деятельности в вузе».
Одним из самых значимых моментов стала групповая работа. Преподаватели смогли совместно продумать и презентовать свои концепции, используя «Конструктор воспитательной деятельности», что дало возможность обменяться идеями и практиками, направленными на улучшение воспитательных процессов в вузе. Активность и интерес к предложенным темам показали высокую заинтересованность и вовлеченность коллег. Созданные наработки были зафиксированы для дальнейшего обобщения и внедрения в практику высших учебных заведений.
В современных реалиях, когда образовательная среда сталкивается со множеством вызовов и противоречий, как подчеркнул и.о. директора Института Рафаэль Газизов, особенно важно осознанно подходить к своей роли не только носителей знаний, но и профессионалов, способных формировать у студентов духовно-нравственные ценности. Преподаватели становятся образцами для подражания и их поведение, моральные устои, принципы могут значительно повлиять на появление нравственных основ у молодежи. Важно создавать атмосферу, в которой студенты будут развивать свои чувства и навыки правильного поведения, что актуально в условиях быстро меняющегося и, порой, конфликтного мира.
Доцент кафедры социологии и работы с молодежью Высшей школы философии и социологии Эвеллина Садретдинова акцентировала внимание коллег на существовании «социально открытого пространства» в образовании, где происходит постоянное взаимодействие между различными системами ценностей. Это свидетельствует о том, что студенты подвергаются влиянию не только образовательных учреждений, но и других социально-культурных факторов. В таком всеобъемлющем и множественном влиянии важно, чтобы образовательные процессы были направлены на формирование устойчивых ценностных установок, которые помогут молодежи ориентироваться и адаптироваться в сложном мире. Создание среды, где ценности являются основой для действий, становится важным аспектом воспитательной работы, помогая вырабатывать у обучающихся не не только моральные маяки, но и эффективно справляться с жизненными вызовами.
Целью «Конструктора воспитательной деятельности», по словам ассистента кафедры политологии и связей с общественностью ВШ философии и социологии Максима Арчибасова, стала выработка эффективной модели, адекватной вызовам современного образовательного пространства. В ходе игры преподаватели получили возможность активно обсуждать и выдвигать свои гипотезы, что способствовало как обмену идеями, так и созданию площадки для совместного творчества и инновационных решений. Это способствовало более глубокому пониманию потребностей студентов и поиску современных подходов к их воспитанию. Участникам игры была поставлена задача — сформировать представление об идеальном выпускнике, учитывая результаты воспитания. Сюда включались не только профессиональные компетенции, но и сформированные моральные устои, мировосприятие и социальная ответственность. Создание такого образа позволило прийти к ясности, какие именно качества и навыки необходимо развивать у студентов в процессе их обучения.
Доцент кафедры социологии и работы с молодежью ВШ философии и социологии Гузелия Асадуллина отметила, что сегодня необходимо создать единую методическую основу для воспитательной работы в вузе, а также научиться стимулировать активное поведение и внутреннюю мотивацию у студентов, поддерживая их позитивные качества и корректируя негативные проявления. Очень важно своевременно выявлять негативные тенденции на разных этапах развития учащихся и создавать условия, способствующие их внутреннему росту. Традиционные ценности могут стать основой для формирования нравственно осознанной личности, что отвечает современным требованиям к качеству образовательного процесса. И проведение мероприятий подобного формата представляют собой шаг к внедрению более эффективных подходов в такую деятельность вуза.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.