В образовательном центре «Сириус» состоялся Всероссийский Съезд учителей физики. Нашу республику представляли пять делегатов, среди которых был председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по физике, доцент физико-технического института УУНиТ Фарит Закирьянов.
Съезд проводился в рамках реализации Плана мероприятий по развитию инженерного образования. Инициаторами его проведения были МФТИ, НИЯУ МИФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИЦ «Курчатовский институт» и Фонд «Талант и успех». Цель Съезда – обсуждение возможностей усиления инженерной составляющей в отечественном школьном физическом образовании, его состояния, целей, содержания и перспектив развития.
Открывая мероприятие, ректор МФТИ Дмитрий Ливанов отметил:
- За последние пять лет число школьников, сдающих ЕГЭ по физике, уменьшилось в два раза, ситуация ухудшается. Надо сбалансировать ЕГЭ по физике и информатике так, чтобы научное и профессиональное сообщество могли нормально готовить и инженеров, и учёных.
В связи с этим была предложена инициатива: сдача ЕГЭ по информатике не должна быть альтернативой сдаче ЕГЭ по физике. Другими словами, трудозатраты ученика при подготовке к ЕГЭ по физике и по информатике должны быть одинаковыми для сдачи на один и тот же балл.
Выступая с приветственным словом к участникам Съезда, помощник Президента России и председатель попечительского совета РНФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что без глубокого понимания физики у нас не будет реальных технологических прорывов.
Замминистра просвещения Татьяна Васильева говорила о том, что российская система работы с талантливыми детьми – лучшая в мире. А ректор МИФИ Владимир Игоревич Шевченко добавил, что за узким слоем талантливых детей есть огромный слой тех, из которых будет формироваться «инженерный корпус» России. И вот тут уже всё не так радужно – это вопрос стратегического выживания России.
В своём эмоциональном обращении к участникам форума ректор МГУ Виктор Садовничий озвучил мысль, что качество преподавания физики является элементом национальной безопасности страны.
Всего в мероприятии приняли участие более 1 200 представителей из 77 регионов России, включая 325 педагогов и экспертов, которые присутствовали лично. На пленарных заседаниях и секциях было представлено более 50 докладов и сообщений. Участники обсудили важные аспекты развития физического и инженерного образования, сформулировали единые позиции в рамках проблемной повестки.
Доцент ФТИ Фарит Закирьянов принял участие в работе секции «ЕГЭ по физике: основные результаты и направления совершенствования КИМ (контрольно-измерительный материал)». Фарит Кабирович прокомментировал:
- В результате были рекомендованы следующие изменения в КИМ по физике, которые должны быть утверждены в 2024 году:
1. Число заданий сокращено с 30 до 26. При этом в первой части работы удалены интегрированное задание на распознавание графических зависимостей и два задания на определение соответствия формул и физических величин по механике и электродинамике; во второй части работы удалено одно из заданий высокого уровня сложности (расчётная задача). Одно из заданий с кратким ответом в виде числа в первой части работы перенесено из раздела «МКТ и термодинамика» в раздел «Механика».
2. Сокращён общий объём проверяемых элементов содержания, а также спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом, что отражено в кодификаторе элементов содержания и обобщённом плане варианта КИМ ЕГЭ по физике.
3. Максимальный первичный балл изменён с 54 до 45.
Надеемся, что предложенные изменения выправят ситуацию с ЕГЭ по физике в республике.
По итогам работы Съезда была принята резолюция. Среди рекомендаций Министерству науки и высшего образования РФ — принимать на технические специальности по трём ЕГЭ (математике, физике и информатике), а также установить минимальный порог по русскому языку на уровне 50 баллов.
Еще был анонсирован старт федерального проекта «Физика для всех» по популяризации физики и естественных наук. Больше информации можно найти на сайте.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.