В этом году восемь российских регионов впервые начали создавать инженерные школы по федеральному проекту "Передовые инженерные школы" (ПИШ). Это будут школы на базе вузов так называемой второй волны: всего их отобрано 20.
Напомним, проект стартовал два года назад, и три десятка школ при вузах в 15 регионах уже работают. Таким образом в ближайшее время школ станет 50, а до 2030 года их количество должно вырасти до сотни.
- Поставлена задача обновить систему высшего образования. И данный проект ее как раз выполняет. Это передовые площадки, где мы пробуем, как трансформировать инженерное образование, - отметил во время встречи с президентом Владимиром Путиным министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Цель программы ПИШ - подготовка высококвалифицированных инженеров, способных обеспечить технологический суверенитет страны. Причем в тесной связке с предприятиями-работодателями. Сегодня с передовыми инженерными школами сотрудничают около 300 индустриальных партнеров, среди которых "Газпром нефть", "КАМАЗ", госкорпорации "Росатом", "Роскосмос" и "Ростех" и другие.
По данным Минобрнауки, к концу 2023 года в ПИШ училось более 6 тысяч человек, в том числе подготовку проходили талантливые школьники, которые в будущем хотят получить качественное инженерное образование. До конца 2024 года участие в программах профориентации на площадках передовых инженерных школ примут свыше 11 тысяч учеников школ.
Как работают уже созданные школы? Чему у них могут поучиться те, что только создаются? И что думают студенты-инженеры? Об этом "Российской газете" рассказали в вузах-участниках проекта.
Уфимский университет науки и технологий, ПИШ "Моторы будущего"
Здесь работают над созданием высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для боевой и гражданской авиации России, превышающих мировой уровень.
- В 2023 году мы разработали и создали стартер-генераторы и электродвигатели, которые уже прошли комплекс испытаний и готовятся к серийной поставке, - говорит директор ПИШ "Моторы будущего" Вячеслав Вавилов. - Так мы не только смогли обеспечить одного из наших партнеров - АО "УЗГА" - отечественными комплектующими, но и обеспечили снижение стоимости выпускаемой продукции.
Макар Янтураев работает в ПИШ со второго курса бакалавриата:
- Тогда это еще было просто студенческое конструкторское бюро. Но узнав, как выстроено образование в Передовой инженерной школе "Моторы будущего", я сразу решил: в магистратуру - только туда, потому что это одно из немногих мест, где все теоретические знания подкрепляются практикой, - прокомментировал студент. - За 2 года обучения я успел пройти стажировку на Кизлярском электромеханическом заводе, а потом для обмена опытом съездил в ПИШ Пермского Политеха. Связь с индустриальными партнерами была постоянной, начиная с первого дня моей работы.
Его поддерживает коллега-студент Артур Манзуров:
- ПИШ - это отличная практика! Я несколько раз бывал на площадках наших партнеров, а сейчас работаю над сертификацией испытательной лаборатории электромагнитной совместимости Росавиации на соответствие требованиям ГОСТа.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.