Из воспоминаний Салавата Харисовича Тупеева, ветерана войны и труда, доцента кафедры технологии машиностроения Уфимского авиационного института (1970-1988 гг.):
В 1939 г. началась Вторая мировая война. Остро встал вопрос скорейшего налаживания выпуска боевой техники. Было решено создать в Уфе завод по выпуску авиационных моторов «М-105».
В предвоенные годы между ведущими государствами мира шла ожесточенная борьба за высоту и скорость полета боевых самолетов. Как известно, это война была войной моторов. Исход сражений определялся качеством и мощью боевой техники. В этих условиях сверхзначимую роль сыграл инженерный корпус страны, создатели и производители боевой техники. Фронт двигался вперед через конструкторские и технологические бюро.
В 1935 г. на Рыбинском моторостроительном заводе началось освоение двигателя «М-100», купленного по лицензии у французской фирмы «Испано-Сюиза». Для изучения опыта французской фирмы туда выезжала группа специалистов, среди которых были главный конструктор двигателя В. Я. Климов, главный технолог Рыбинского завода А. М. Мыздриков. Появление этих инженеров было крупной находкой для авиационной промышленности страны.
Мощность двигателя «М-105» возросла с 750 до 1800–1900 лошадиных сил. Эти изделия настолько отличались от своего французского прототипа, что получили новое наименование: «ВК» – Владимир Климов.
Владимир Яковлевич Климов (1892–1962), генеральный конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1953), дважды Герой Социалистического труда (1940, 1957), четырежды лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1949), кавалер многих орденов и медалей, в годы Великой Отечественной войны жил в Уфе, работал на Уфимском моторостроительном заводе и внес огромный вклад в развитие и становление моторостроительного гиганта, в дело Победы в Великой Отечественной войне. Под его руководством были созданы мощные двигатели для истребительной и бомбардировочной авиации. Его двигатели также ставились на танках «Т-34» и торпедных катерах. Истребители «Як-3» с моторами «ВК-105 ПФ2», «ВК-107А», а также «Як-9», «Як-9П», «Як-9У» с моторами «М-107А» успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Такие крупные и сложные изделия, как авиационный мотор, создаются не одним человеком. Они являются результатом труда большого коллектива. Вот и при создании таких прославленных моторов рядом с конструктором Климовым, отвечающим на вопрос «что делать?», находился его коллега, технолог Мыздриков, отвечающий на вопрос «как делать?» Конструктор и технолог создают что-то единое, но у каждого своя работа.
Алексей Матвеевич Мыздриков стоял у истоков советского авиа- двигателестроения. Вся история отрасли совершалась у него на глазах, при непосредственном его участии. Он один из тех, кто определял направления развития технологической службы моторостроительного производства.
А. М. Мыздриков окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова. В период учебы он проходил длительную практику, совмещая учебу с работой на передовых промышленных предприятиях. Это благотворно отразилось на становлении его как инженера-механика.
Трудно перечислить его научные и исследовательские работы. Еще на заре своей инженерной деятельности он разработал и внедрил в производство методы проектирования и расчета высокопроизводительных приспособлений с нормализацией и стандартизацией их основных элементов. За 1931–1935 гг. по этим методам спроектировано и внедрено более 7 тысяч специальных приспособлений, в которых применялось в среднем только по 6–8 деталей вместо 20– 25 по прежней методике. Можно представить, какая громадная экономия была получена в результате!
Несколько позже он разработал и внедрил метод холодной обкатки моторов вместо горячей. Сейчас это кажется простым и естественным делом, а тогда это было новаторство. Этот метод был принят на всех моторостроительных заводах и обеспечил экономию огромного количества столь нужного для фронта бензина.
Под его руководством и при его участии были выполнены многочисленные конструкторские и технологические работы и исследования в самых различных областях технологии моторостроения, направленные на разработку и внедрение новых процессов, улучшение качества продукции и снижение себестоимости. Из числа известных изобретений можно указать на тонкое шлифование и притирку, обработку стальной дробью, пневмохонингпроцесс, электроэрозионную обработку, скоростное резание металлов и многое другое.
А. М. Мыздриков прошел все ступеньки инженерной деятельности. Еще до окончания вуза был чертежником, после института на Рыбинском моторостроительном заводе успешно работал начальником секции проектирования приспособлений и инструмента, заместителем начальника цеха по технической части, начальником цеха, главным технологом завода, главным инженером завода. Его работу отличала тяга к внедрению новой техники, неистребимая любовь к систематизации инженерного труда и организации проверки принятых решений. Так как директором завода стал зам. наркома авиапромышленности В. П. Баландин, а директор завода П. Д. Лаврентьев был назначен главным инженером, Мыздрикова поставили главным технологом Уфимского моторного завода. После окончания войны он стал главным инженером завода. Затем его перевели на должность главного инженера одного из московских заводов, далее – главный инженер крупнейшего научно-исследовательского института, главный инженер технического управления Министерства авиационной промышленности СССР.
В 1957 г. был переведен в Уфу на должность начальника Управления машиностроения Совнархоза Башкирского административно- экономического района. После ликвидации совнархозов Алексей Матвеевич перешел в УАИ в качестве профессора и заведующего кафедрой технологии машиностроения. Здесь он работал до 1983 г. – до конца своей жизни.
А. М. Мыздрикову суждено было осваивать опыт зарубежных фирм –«Испано-Сюиза» во Франции и «Бристоль» в Англии. После войны он был в КНР и помогал китайским специалистам в освоении производства новых изделий. Будучи крупным специалистом, он участвовал в общественной жизни коллективов. Многие годы был председателем ГЭК (государственных экзаменационных комиссий), читал лекции по проблемным вопросам технологии машиностроения на заводах, в институтах, в авиационной академии. Его лекции отличались новаторством, высоким научно-теоретическим уровнем.
Труд А. М. Мыздрикова высоко оценен страной. Еще в довоенные годы он был награжден орденами Трудового Красного знамени, Красной Звезды. В 1943 и 1944 гг. за обеспечение фронта боевыми моторами соответственно – орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени. Ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники БАССР.
Из книги «УГАТУ в годы Великой Отечественной войны: исторический очерк и воспоминания ее участников.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.