Ученые Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ, бывший БашГУ и УГАТУ) разрабатывают беспилотный летательный аппарат (БПЛА) военного назначения, который будет более чем в 40 раз дешевле зарубежных аналогов. Об этом сообщил ректор университета Вадим Захаров.
Это будет компактный беспилотник вертолетного типа с рабочим названием МБ-01. Его размер — около 30 см в длину, дальность полета — до 1,5 км, а вес — 155 граммов. Время полета аппарата составит до 15 минут. Стоимость такого устройства — 25 тыс. рублей, а вместе с периферией — 120 тыс. рублей. Импортный аналог — военный квадрокоптер Black Hornet нидерландского производства — в два раза меньше по габаритам, а летать может на 2,5 км. Время автономного полета составляет до 25 минут. Правда, стоит такое устройство 50 тыс. долларов США (3,4 млн рублей), вместе с периферийными устройствами — 75 тыс. долларов (5,2 млн рублей).
«Аппарат в настоящее время проходит функциональные испытания, после окончания которых экспериментальный образец будет передан нашим военным для апробации. В случае положительных результатов университет готов наладить серийный выпуск подобных аппаратов», — сказал Вадим Захаров.
По словам руководителя вуза, для организации серийного производства беспилотника и реализации других проектов университет готовит соответствующую инфраструктуру. В частности, УУНиТ передали пустующее здание производственного объединения «Искра» в Уфе.
Военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко в разговоре с РБК Уфа назвал цену в 120 тысяч рублей завышенной. При этом многое зависит от характеристик и комплектующих беспилотника.
«У него небольшая дальность полета. Значит, это машинка переднего края. Значит, надо понять, интересно ли это Вооруженным силам и в каком количестве. Таких нужно сколько, на каждый взвод? А сколько он проживет, на какое количество циклов перезарядки он рассчитан? Сколько же он будет стоить окончательно? Если его конечная цена — 120 тысяч, то он никому не будет нужен. Я считаю, что он должен быть как минимум в три раза дешевле. У нас, к сожалению, ситуация такова, что за мелочь никто браться не хочет. И все сразу хотят зарядить такую заоблачную цену. Из таких рекламных заявлений не совсем понятно, как складывается цена», — сказал Тимошенко.
Эксперт отметил, что основные комплектующие в квадрокоптерах — это аккумуляторы, двигатели и устройства получения и передачи данных. Все эти детали на рынке есть, и производители самих беспилотников обычно просто собирают их. В случае с уфимским дроном неясно, в чем именно состоит инновация, сказал собеседник.
Это не единственная разработка башкирских ученых для российских военных. В частности, в рамках проекта передовой инженерной школы «Моторы России», ранее созданной на базе авиационного университета, разрабатываются перспективные электрические и гибридные двигатели, а также агрегаты для боевой и гражданской авиации, сказал Захаров.
Как сообщал РБК Уфа, в 2022 года правительство республики анонсировало создание в регионе кластера беспилотной авиации. Для развития этой отрасли в Башкирии будет установлен специальный правовой режим для использования беспилотников. Он может быть введен уже в конце января 2023 года. Внедрение правового режима расширит возможности применения беспилотников, в том числе снимет ограничение на использование БПЛА массой свыше 30 кг. Они могут быть применены для сельского, лесного хозяйств, мониторинга ЛЭП и грузовых перевозок.
Источник РБК Уфа
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.