Сведения об ОО

Научный полк#УУНиТ: ректор, комиссар, ученый

Поделиться:

Проект Минобрнауки России, призванный увековечить память ученых и преподавателей, работавших в военные и послевоенные годы, студентов, которые ушли добровольцами на фронт, набирает обороты. Ежедневно с хештегом #научныйполк выходят в социальных сетях сотни публикаций, посвященных тем, кто прошел дорогами войны…

Биография первого ректора Башкирского государственного университета (ныне Уфимского университета науки и технологий) Шайхуллы Хабибулловича Чанбарисова – типичная биография ровесника Октября. Он был из числа тех выходцев из «низших» сословий, которые верили в идеи коммунизма и активно строили социализм, поднимали уровень образования и культуры населения и с беззаветной преданностью защищали страну в годы военных невзгод.

Научный полк#Уфимский университет

Будущий ректор родился в бедной крестьянской татарской семье в с. Старый Буздяк Буздякской волости Уфимской губернии. Годы юности совпали с периодом коллективизации и борьбы с неграмотностью, в который Шайхулла Хабибуллович вступает комсомольским активистом. В 1932 году он становится студентом педагогического института и только на рабфаке в институте учит русский язык. Через год рабфака он уже полноценный студент института, который с блеском заканчивает в трагическом 1937 году. 

Начав работу в школе, он вскоре переходит в РОНО – энергичного педагога заметило руководство, но этот этап учительства и организаторской деятельности в школе был очень коротким. Шайхулла надевает гимнастерку – его призывают на службу в Красную Армию и направляют на Дальний Восток. По возвращении из армии он начинает читать курс лекций на кафедре основ марксизма-ленинизма в пединституте. Однако, в связи с финскими событиями, в начале 1940 года его вновь призывают в армию и определяют на политработу.

Отечественная война застала Шайхуллу Хабибулловича в Златоустовском военном училище, где он преподавал историю ВКП(б). В декабре 1941-го он был назначен комиссаром отдельного стрелкового батальона вновь формировавшейся 133 стрелковой бригады. В мае 1942 года бригада прибыла на Северо-Западный фронт и вскоре вступила в бой.

О военном этапе биографии Чанбарисова написано немало. Бесстрашный комиссар в годы Великой Отечественной, он участвовал и в войне с Японией. Легендой стал эпизод, когда в окружении комиссар Чанбарисов командовал батальоном и осуществлял связь с командованием по рации на татарском языке, который для фашистов оказался кодом, самым трудным для расшифровки.

Высокая оценка подлинному героизму отважного политработника Чанбарисова, его умению воодушевлять бойцов в самых тяжелых ситуациях, его находчивости и преодолении неожиданных препятствий дается в воспоминаниях генерал-лейтенанта А.Д. Окорокова:

«В осенних боях 1942 года в районе Ново-Рамушево гитлеровцам удалось окружить два батальона отдельной стрелковой бригады и один батальон 151-ой стрелковой бригады. Бойцы не отошли ни на шаг. В сложнейших условиях, среди топких болот, они построили оборонительные укрепления. Окруженные подразделения, которые возглавили капитан Ф.В. Смекалин и старший политрук Ш.Х. Чанбарисов, мужественно отбивались от наседавших со всех сторон фашистов. Две недели сражались они с гитлеровцами. Положение становилось все более трудным: в сутки на двадцать человек выдавали одну банку консервов и котелок сухарей. И все же воины выдержали испытание. На исходе второй недели они стремительным ударом прорвали окружение и вышли в расположение наших частей.

Опыт политработника Ш.Х. Чанбарисова, сумевшего не только найти индивидуальный подход к каждому воину, но и в труднейших условиях поддержать высокий боевой дух бойцов и командиров, стал достоянием всего фронта. Фронтовая печать пропагандировала политическую роль отважного политрука».

Заканчивал войну Чанбарисов в звании подполковника и кавалером четырех боевых орденов (в том числе, крайне редкого ордена Александра Невского, которым награждались только офицеры на особую отвагу) и многих медалей.

Однажды его спросили, за что он получил столь высокую награду, на что он ответил:

- За то, что мне не было еще и 30 лет. Думаю, наградили не столько за храбрость, сколько за самонадеянность… Дело было в августе 1945 года, когда мы воевали с Японией. От одного захваченного «Языка» узнали, что в 20 километрах стоит японский батальон. Они не хотят воевать и, если к ним приедет советский офицер, то они сдадутся в плен. Недолго думая, я с этим японцем сел в машину и ночью выехал в расположение японцев. Пленный не обманул: японцы сложили оружие и под утро строем пришли в наше расположение…

Вся последующая жизнь фронтового комиссара с 1946 года была связана уже с педагогическим институтом, который он «дорастил» до университета. В 1951 году Чанбарисов становится кандидатом наук, в 1953-м – директором ГПИ, в 1957 году – первым ректором первого университета в республике.

Наделенный колоссальной энергией, Чанбарисов не боится черновой работы и, формируя кадровый состав, одновременно усиленно строил материальную базу – три новых учебных корпуса, пять общежитий, переход между корпусом физического и математического факультетов и главным зданием, надстрой над старым пединститутом для биологического факультета, спортивный комплекс, многоквартирные дома, спортивный лагерь.

От практики строительства университетского образования Чанбарисов пришел к изучению его истории и теории. Начались многочасовые посещения архивов и библиотек, обобщение опыта развития университета до революции и после нее, в нашей стране и за рубежом. Эти исторические исследования ректора увлекли. В эти годы он жил историей университетского образования и в 1973 году опубликовал монографию на эту тему, за которую ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук.

Портрет Ш.Х. Чанбарисова был бы расплывчат без освещения его личной жизни. Любящий, пожизненно преданный, но несколько суровый супруг по отношению к спутнице жизни Валентине Архиповне; заботливый, но излишне властный отец по отношению к своим сыновьям Валерию и Владику; нежный, все прощающий и всеми проказами-деяниями внуков, восторгающийся, гордый за все, до чего они «домудриваются», дед…

7 мая 2002 года вписан красной строкой в летопись нашего вуза. В этот день в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска на дом № 49 по улице Революционной, где жил Заслуженный деятель наук БАССР, доктор исторических наук, профессор Ш.Х. Чанбарисов. 9 мая здесь вновь будут лежать живые цветы в память о тех днях, которые связывают уважаемых ветеранов с именем первого ректора, ученого и просто замечательного человека – Шайхуллы Хабибулловича Чанбарисова.

Читайте о защитниках нашей Родины и подвигах ученых в военное время в материалах с хештегом #научныйполк.




Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.


Смотрите также

В Уфимском университете разрабатывают военный беспилотник в 40 раз дешевле импортных

К 80-летию Победы в Сталинградской битве: смелости нам было не занимать

Уроки жизни профессора Гайнуллина

Уфимский университет на субботнике: чистота, хорошее настроение и вкусный плов

Герой Советского Союза Николай Черных: ему было всего восемнадцать

Наука – романтика жизни

Заявка на вызов спецавто

Вы можете позвонить по номеру телефона:

8-908-35-04-909
Закрыть форму