Управляющая компания НОЦ Башкортостана запустила реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в формате стажировки «Трансформация образования в университете: новые образовательные модели и организационные решения», которая реализуется на базе Тюменского государственного университета.
В течение трех дней 28 исследователей вузов Евразийского НОЦ – УУНиТ, БГАУ, БГМУ, БГПУ им. М. Акмуллы, УГНТУ – знакомились с опытом первого высшего учебного заведения Тюменской области – ТюмГУ, который сегодня является одним из самых стремительно развивающихся и крупных классических университетов России.
- Поездка в ТюмГУ оказалась весьма продуктивной и насыщенной, – говорит доцент кафедры политологии и связей с общественностью факультета философии и социологии Николай Евдокимов. – Коллеги, представляющие один из ведущих вузов Сибири, постарались продемонстрировать имеющиеся у них лучшие инновационные практики. Некоторые идеи действительно очень оригинальны и могут получить тиражирование и признание. Часть инициатив породили интересные и плодотворные дискуссии, что тоже немаловажно. В целом, опыт ТюмГУ, конечно, заслуживает внимания и анализа.
В Тюменском университете работают Центры информационных технологий и высокопроизводительных вычислений (суперкомпьютер «Менделеев» входит в рейтинг 50-ти самых мощных российских суперкомпьютеров по производительности). Делегация из Башкортостана смогла познакомиться с уникальными образовательными продуктами тюменского вуза и рассмотреть несколько кейсов развития вузовских Школ.
– Мы изучили опыт Тюменского государственного университета по внедрению в образовательный процесс индивидуальных образовательных траекторий, проектного обучения, общеуниверситетской информационной системы обеспечения образовательного процесса. Посетили Школу перспективных исследований (SAS) – один из крупнейших международных научно-исследовательских центров в стране, – поделился впечатлениями доцент кафедры цифровой экономики и коммуникаций Института экономики, финансов и бизнеса Вадим Прудников. – Обменялись опытом разработки курсов в электронном формате и их сопровождения, узнали о методах сетевого взаимодействия с другими университетами. Мы интересовались всеми аспектами трансформации: созданием Единого деканата (вместо учебных частей факультетов), индивидуальных расписаний, нагрузки преподавателей. На примере курса «Аналитическое чтение» нам продемонстрировали разработку и сопровождение дисциплин «Ядра».
Эксперты ТюмГУ рассказали, как применять продуктовую логику в проектировании образовательных программ и что такое «культура выбора и компетентностный горизонт».
– Любое обучение, стажировка – это всегда расширение кругозора, и уж тем более в другом городе или регионе. Появилось очень много идей, которые мы могли бы реализовать в нашем университете, – говорит доцент кафедры экономики и регионального развития ИнЭФБ Алия Бикмаева. – Мир меняется, меняется студент, и система образования, видимо, должна адаптироваться. Нам показали одно из направлений, в котором можно развиваться. Это система образования 2+2+2, где первые два года обучения - получение общего образования, фундаментальных знаний; вторые два года - специализация; последние два года - магистратура. Все это сопровождается выбором 30-40% дисциплин самим студентом, что позволяет сформировать его индивидуальную образовательную траекторию.
Педагоги ТюмГУ поделились практиками внедрения тьюторского сопровождения студентов первого курса на базе своего университета и современными методами диагностики социально-коммуникативных навыков.
– Программа стажировки в ТюмГУ была очень насыщенной и плодотворной, – отметила и.о. директора Института экономики и управления Александра Марьина. – С нами поделились опытом реализации образовательных программ по модели 2+2, рассказали, какие ошибки и риски могут быть на пути трансформации. Главная мысль, которую я почерпнула из данной командировки, что без желания и слаженной работы команды никакие изменения невозможно реализовать. Инициатива должна быть не наказуема, а поддержана. И еще, что не может быть безболезненного перехода от старой модели образования к новой.
Руководитель Центра развития компетенций Евразийского НОЦ София Сайфуллина еще раз подчеркнула, что задача научных стажировок – это знакомство с лучшими практиками университетов и научных организаций России и зарубежья.
– Благодаря такому опыту мы можем со стороны взглянуть на уровень развития системы управления проектной деятельностью в наших университетах. Появляется возможность в оценке наших «сложных мест» и определении зон дальнейшего развития, – отметила руководитель ЦРК НОЦ.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.