День преподавателя высшей школы, который мы будем отмечать 19 ноября – в День рождения основателя Московского государственного университета Михаила Ломоносова,– один из самых молодых российских праздников. Он был учрежден в 2021 году. В этот день преподаватели высших учебных заведений по всей России будут принимать поздравления от своих студентов, коллег, родных и близких. А мы в преддверии этого праздника хотим вспомнить наших выдающихся педагогов, организаторов высшей школы. Одним из таких людей является первый ректор Башкирского государственного университета, ветеран Великой Отечественной войны, Шайхулла Хабибуллович Чанбарисов. Выпускник исторического факультета 1937 года, он оставался верен своей альма матер практически до конца своих дней.
Шайхулла Чанбарисов вошел в историю вуза и башкирского образования как опытный руководитель, известный ученый, талантливый педагог и блестящий лектор.
«Укрепление университета преподавательскими кадрами – тоже заслуга Шайхуллы Чанбарисова, – говорит экс-ректор БашГУ Николай Морозкин. – Он уделял этому вопросу самое пристальное внимание. Благодаря приглашению ученых из крупнейших вузов страны, направлению в аспирантуру лучших выпускников, планомерной работе по открытию диссертационных советов Чанбарисову удалось не только собрать в университете сильнейший профессорско-преподавательский состав. Но и создать систему взращивания педагогических кадров. Это была деятельность как во благо Башкирского госуниверситета, так и всей сферы высшего профессионального образования республики. Деятельность, которая приносит плоды до сих пор. Результатами многолетней работы Чанбарисова на посту ректора может гордиться руководитель любого учебного заведения».
От практики «строительства» университетского образования Чанбарисов приходит к изучению его истории и теории.
«Необходимо было, чтобы я сам как ректор хорошо познал особенности университетского образования, – писал Чанбарисов. – Соответственно, я стал с огромным интересом изучать всю имеющуюся литературу об отечественных университетах. Чем больше я углублялся в изучение проблемы, тем больше увлекался ею».
Знакомство с темой показало её слабую разработанность в советской историографии. Последовали многолетние поиски в библиотеках и архивах страны по истории отечественных и зарубежных университетов. Он жил в эти годы проблемой вузов, выступая с историческими и теоретическими экскурсами на советах университета, партийных собраниях, заседаниях ректората и парткома, в личных беседах. Эго были поистине блестящие выступления-лекции. Осмысливая старый и новый опыт строительства университетской системы, Чанбарисов участвовал во многих дискуссиях, развернувшихся вокруг вузов в условиях научно-технической революции в мире. Техника и /или/ человек. Образование и /или/ воспитание. Место преподавателя в учебном процессе: учитель – наставник– коллега. Цель вузовского обучения: обучение ремеслу – воспитание личности – подготовка творческого специалиста.
Принял участие Чанбарисов и в обсуждении вопроса о роли лекции. Ее оппоненты утверждали, что при обилии учебников лекция «изжила себя» как ведущая форма обучения, что она «отучает от самостоятельной работы с книгой». Чанбарисов соглашается с тем, что «и на лекции и из учебника воспринимаются чужие мысли». Но, возражает он оппонентам, «в смысле активизации процесса восприятия опытный лектор обладает гораздо большими возможностями, чем учебник».
«Лекции самого Чанбарисова были мастерскими выступлениями, отличались яркостью и стройностью изложения, высоким теоретическим уровнем и умелой связью с современностью, – вспоминает кандидат исторических наук Георгий Мордвинцев. – Они надолго оставались в памяти слушателей. При умелом руководстве бурно, активно и плодотворно проходили у него семинарские занятия. Немало студентов, посещавших его занятия, получавшие его духовную подзарядку, стали признанными руководителями в разных сферах жизни республики».
«Лекции Чанбарисовабыли красивыми по форме и содержанию, позже я осознал, что даже артистичными. Его речь доставляла эстетическое удовольствие, как игра мастера, – пишет в своих воспоминаниях доктор исторических наук Марат Ямалов. – Утверждения не были заготовками, тем более – повторами страниц учебника, они словно рождались на наших глазах, что придавало им особую внушительность, убедительность».
Автор книги об истории вуза Юрий Ергин вспоминал, как Чанбарисов своим примером учил работать других.
«В 1973 году ШайхуллаХабибуллович опубликовал монографию «Формирование советской университетской системы (1917-1938)», которая через год была защищена им как докторская диссертация. Тогда в учебные планы всех вузов страны была введена дисциплина «Введение в специальность». Для чтения этого курса не было ни программы, ни, тем более, учебника или каких-либо методических разработок и указаний. Чанбарисов первым начал читать этот курс лекций на историческом факультете и настоял на том, чтобы на всех других факультетах нашего вуза «Введение в специальность» читалось только лично деканом или одним из ведущих заведующих кафедрами, что имело большое воспитательное значение».
О своих студенческих годах и общении с Чанбарисовым пишет Заслуженный деятель науки РБ профессор Октябрь Валитов, поступивший в университет в год его создания – в 1957 году:
«Первое мое студенческое впечатление о Шайхулле Хабибулловиче – его великолепная научная эрудиция, отточенные филигранной обработкой логически стройные фразы, лаконичные, где-то суховатые, но предельно доступные и потому запоминающиеся. Он воспитывал окружающих и утонченной интеллигентностью, и умением прививать любовь к гуманитарным наукам. Для нас встреча с ректором была душевным праздником. Он всегда гордился успехами молодого поколения. Может быть, именно поэтому студенты, аспиранты, молодые ученые с удовольствием обращались к нему, советовались. Для него студент, аспирант – это, прежде всего, коллега. Необычайной скромности, удивительно доброй души человек, всего себя отдавший своему любимому делу, замечательный воспитатель и талантливый ученый, Чанбарисов свое призвание нашел в служении Отечеству, он навсегда останется в благодарной памяти своих многочисленных учеников и коллег».
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.