Фролова Ирина Васильевна, заместитель директора Института истории и государственного управления по научной работе, и.о. заведующего кафедрой государственного управления, доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель образования Республики Башкортостан.
Родилась в Уфе. После окончания с золотой медалью школы поступила на исторический факультет Башкирского государственного университета, который окончила с отличием (1992). Обучалась в аспирантуре по кафедре философии. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Генезис русской утопии: утопические традиции и исторические судьбы России» (1995). Работала старшим преподавателем, доцентом. Продолжила обучение в очной докторантуре под руководством профессора Баязита Сабирьяновича Галимова. Докторская диссертация была подготовлена на тему: «Утопия: сущность и развитие: опыт социально-философской концептуализации» (2005). На протяжении ряда лет являлась руководителем Научно-исследовательского центра проблем управления и государственной службы, проректором по научной работе в Башкирской академии государственной службы и управления при Главе РБ (2009-2017). Подготовила шесть учеников – кандидатов философских наук.
Мы задали Ирине Васильевне несколько вопросов.
– Что послужило толчком для занятия наукой?
– Качества, которые способствуют научному поиску, культивировали мои родители (ведь именно они — наши первые учителя). Это, во-первых, стремление разобраться в том, что ты делаешь, дойти до основ, до того, что философы называют «предельными основаниями». И сегодня я не рискну рассуждать о том, чего я не знаю. Во-вторых, благодаря родителям у меня сформировалась «открытость» знаниям, «удивление и восторг» перед новым, о которых писал ещё Аристотель. Именно поэтому интерес вызывают разные отрасли социогуманитарного знания — история, философия, социология, политология, психология, гендерные исследования. В-третьих, родители привили мне здоровый критицизм в отношении себя и даже элемент перфекционизма, который помогает, оценивая свои достижения и промахи, двигаться вперёд, не останавливаясь на достигнутом.
– Какую роль сыграла в Вашей жизни защита докторской диссертации?
– Работа над кандидатской, а затем докторской диссертацией способствовала развитию критического и самостоятельного мышления. Проблематикой социальной утопии я увлеклась еще в аспирантуре, когда шло мое становление как исследователя. Интерес был связан с тем, что появление утопий всегда инициировано протестом против жизненной рутины, то есть утопия — это проявление творческого мышления, попытка пересмотреть устои настоящего и заглянуть в будущее. Утопические проекты играют важную эвристическую роль, поэтому мое исследование – это «оправдание» утопии как феномена, ведь сам термин зачастую имеет негативную коннотацию. Методология структурно-конструктивистского подхода, на которую я опиралась, исходит из представления о том, что общество можно изменить к лучшему усилиями человека. И это обстоятельство вселяло – и вселяет – оптимизм.
– Какими научными проектами занимаетесь сегодня?
– Моя деятельность сейчас связана не столько с развитием собственного научного направления, хотя я горжусь своими учениками – кандидатами философских наук, а с организацией науки в междисциплинарном фокусе социально-гуманитарного знания. Это прежде всего подготовка и проведение мероприятий (форумов, конференций, круглых столов), направленных на позиционирование Института, университета, республики на федеральном и международном уровнях. Показатель качества работы в этом направлении – доверие со стороны руководства республики, которое поручает Институту и университету проведение таких знаковых мероприятий, как форум «Единство. Гражданственность. Патриотизм», посвященный 100-летию РБ, III съезд молодых востоковедов стран СНГ, форум «Вклад Башкортостана в Великую Победу». На протяжении пяти лет я курирую все виды научной активности в Институте истории и государственного управления. Еще один аспект моей деятельности – это выступления как эксперта на разных площадках – как в России, так и за рубежом. Сегодня актуальная задача – это активизация исследовательской и практической деятельности в рамках дополнительного направления развития программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» – «ESG-модели роста новых экотерриторий». Преподаватели и сотрудники нашего института являются участниками проекта, объединившего многие подразделения университета, что соответствует современному тренду на междисциплинарность и трансдисциплинарность. На мой взгляд, будущее науки – за подобными интегративными проектами.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.