В Общественной палате РФ состоялась дискуссия о том, как раскрыть потенциал талантливой молодежи. Встреча за круглым столом «Роль образовательных институтов в формировании поколений технологических лидеров РФ» собрала десятки высококвалифицированных экспертов со всей страны и стала первой в череде мероприятий в рамках проекта «Технологическое лидерство: идеи, практики, рецепты».
Участником интересной дискуссионной площадки стала профессор Российской академии естествознания, кандидат педагогических наук, доцент Уфимского университета науки и технологий Алла Иванова.
Свой доклад о перспективности и привлекательности научной работы и инженерно-технического творчества в глазах молодежи она построила на материалах педагогических исследований, которые проводит, начиная с 2014 года по настоящее время. Среди ее респондентов – почти четыре тысячи аспирантов, магистрантов, специалистов, бакалавров.
Свое выступление Алла Иванова начала с комментария результатов одного из своих опросов. Оказалось, что среди основных драйверов поступления в аспирантуру ответ «нравится учиться, придумывать что-то новое и проводить исследования и эксперименты» выбрали только 32 процента респондентов, а «стать ученым, заниматься наукой, приносить пользу обществу, поступить в докторантуру» - только 10 процентов. Что уже заставляет серьезно задуматься.
Далее эксперт озвучила материальную сторону вопроса, отметив, что диплом преподавателя-исследователя не дает преференций, защита аспиранта во многом зависит от политики руководства вуза, а также указав на крайне низкий уровень аспирантских стипендий, включая президентскую.
Затем Алла Иванова сравнила «болонский» и «советский» подход к техническому образованию, разобрав их на примере организации работы студенческих конструкторских бюро – в частности СКБ «Формула Студент УГАТУ». На основе анализа был сделан неутешительный вывод о том, что в России СКБ существуют скорее «вопреки» – без централизованной поддержки.
По итогам сформулированных проблем докладчик внесла следующие предложения.
Прежде всего, необходимо разработать и внедрить щедрые финансовые механизмы повышения привлекательности научно-технической деятельности для всех поколений россиян.
«Молодежь пойдет в науку только тогда, когда увидит, что это действительно нужно государству и оно создает для этого все условия», - подчеркнула Алла Иванова.
Во-вторых, занятие наукой должно стать престижным. Эксперт считает, что люди, которые формируют общественный интеллект, должны стать ориентирами и маяками: есть лидеры общественного мнения, а есть лидеры общественного интеллекта.
В-третьих, российская наука должна приносить пользу не столько непосредственно научными достижениями, но, в основном, «побочными» плодами своей работы.
«Не стоит бояться действительно инновационных проектов, которые не имеют 100% гарантии успеха. Не надо наказывать за ошибки, надо поощрять результаты.
Нужна поддержка и системная непрерывная работа с людьми, которые трудятся в наукоемкой научно-технической сфере – именно они сделают Россию сильной и технологически независимой», - уверена Алла Иванова.
Посмотреть трансляцию встречи можно здесь. Доклад нашего эксперта начинается с 2:55 мин.
Станьте соавтором УУНиТ! Присылайте свои новости в наш чат-бот в Telegram. Не забудьте прикрепить фото- или видео- материалы.